Морской десантник. «По его мнению… Ельню захватил крупный немецкий десант… Ракутин предполагал, что через день-два, максимум через три десант этот удастся уничтожить»


Краснофлотцы Стрепетков и Руденко. Севастополь. Май 1942г.


Братишки




Моряки дают прикурить красноармейцу. Одесса 1941г.


Морская пехота в Ленинграде. 1941г.


Оборона Одессы


Морские пехотинцы 2-й отдельной бригады морпехоты Балтфлота. 31.08.1941г.


Скоро в бой


Морская пехота в порту Одессы, октябрь 1941г.


Командир 386-го батальона морпехоты ЧФ Герой Советского Союза Беляков зачитывает приказ


Посадка десанта на корабль. Северный флот


В поход


Советский бронекатер №92 с десантом морской пехоты на борту идет в боевой поход


Погрузка десанта морпехоты на малый речной бронекатер «БК-14»


Десант идет на заданье


Впереди неизвестность


Северный флот, 1942г.


Впереди


Бойцы 355-го отдельного батальона морпехоты Тихоокеанского флота перед высадкой в Сэйсине. 14.08.1945г.


Морская пехота Северного флота на катере МО-4


Снайпер, бурят Радна Аюшеев. 63-ая бригада морпехоты. 1944г.


Высадка десанта. 1944г.


Район Мурманска


Высадка морской пехоты. Район Керчи, ноябрь 1943г.


Морская пехота идет на штурм одного из островов Ладожского озера. 23.06.1944г.


Бойцы морпехоты лейтенанта Гулько высаживаются в тылу врага. Северный флот. 10.1942г.


Балтийский флот. Высадка десанта на остров, занятый врагом


Григорьевский десант

Анатолий ЖИГУЛИН
ОТВЛЕКАЮЩИЙ ДЕСАНТ

Отвлекающий десант -
Двадцать девять краснофлотцев.
Отвлекающий десант...
Скоро, скоро кровь прольется!

Отвлекающий десант
С хрупкой маленькой подлодки.
Наливает лейтенант
По сто грамм казенной водки...

И ясна, понятна цель,
Невозможное - возможно:
Взять поселок Коктебель
И держаться - сколько можно.

Налететь, напасть, отвлечь -
Без подмоги, в непогоду.
И навеки в землю лечь.
В эту землю, в эту воду.

Отвлекающий десант.
Есть такой в морском уставе.
Отвлекающий десант -
Верный путь к посмертной славе.

Болью полнится душа
На краю волны и суши;
Двадцать девять ППШ
Против сотни вражьих пушек!..

После всех побед и бед
Их припомнят и прославят.
Через тридцать долгих лет
Здесь им памятник поставят.

На воде растаял след...
Двадцать девять краснофлотцев!.
Через тридцать долгих лет
Лишь один сюда вернется.

Лишь один остался жив.
Плакал горькими слезами,
Две гвоздики положив
На холодный серый камень

История, рассказанная в этом стихотворении, имела место быть на самом деле. Конечно, ее нельзя сравнивать с крупными операциями Великой Отечественной, но все-же … Героизм и мужество тех, кто шел в такие практически обреченные десанты, заслуживает быть воспетым не только в стихах, но и в книгах и кинофильмах. Это было актуальным в прошлом, это особенно актуально и сейчас.
На их «Триста спартанцев» мы можем снять несколько десятков фильмов о нашей морской пехоте, о известных и малоизвестных их подвигах в тылу врага. Все это: их любовь к Родине, их отвага, их самопожертвование нельзя забывать…

Этим постом я решил напомнить не только о подвиге этих 29 морпехов, но о всей БРАТИШКАХ, павших и выживших в годы Великой Отечественной.

Это запись из вахтенного журнала подводной лодки «Д-5» (проект «Декабрист»).

29 декабря 1941 года в пятибальный шторм в Коктебельской бухте с борта подводной лодки Д-5 (проект "Декабрист") был высажен на резиновых лодках морской десант в составе разведывательного взвода краснофлотцев. Численность десанта - 29 человек. Это был так называемый отвлекающий десант, призванный отвлечь немцев от места высадки основного десанта - Феодосийского, который, в свою очередь, был частью знаменитой Керченско-Феодосийской десантной операции.

Ориентирами были мыс Хамелеон и дом Волошина - самое высокое здание на берегу.

В десант отбирали только добровольцев.

В ходе посадки в шлюпки один из моряков сорвался в воду. Его сразу отнесло водой в сторону. Можно лишь восхититься мужеству этого разведчика. Перед лицом смерти, моряк не издал ни звука. Не крикнул, не позвал на помощь. Ведь любой звук с моря очень хорошо слышен на берегу…

В молчании он встретил свою смерть…

Десант был обнаружен немцами у кромки прибоя и фактически сразу вступил в бой, который продолжался в общей сложности больше трёх часов. Выйти на берег удалось лишь половине десантников. Они разделились на две группы. Одна пробилась в посёлок, другая отошла по кромке прибоя к камышам - заболоченному участку на окраине посёлка.

Опасаясь, что это была лишь разведка и, ожидая подхода основных сил, немецкий гарнизон занял район обороны и приготовился к отражению десанта. В этот момент в феодосийской бухте загрохотали орудия крейсеров - началась феодосийская десантная операция. Десант свою задачу выполнил.

К исходу следующего дня Коктебель был освобождён. К этому моменту в живых оставалось десять человек. Это была группа засевшая в камышах. Несколько десантников было укрыто местными жителями. С подходом наших десантники влились в состав основных сил.

До конца войны дожили трое моряков этого героического десанта».

ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ДЕСАНТА НА БЕРЕГУ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕСАНТА В БОЮ ЗА ВЫСАДКУ

В В О

ПЕРЕХОД МОРЕМ

Командиры сил высадки и десанта совместно определяют: порядок действий десанта в различных ситуациях, которые могут возникнуть на переходе; порядок использова-

7.5. Переход морем

ния личного состава десанта при борьбе за живучесть кораблей; порядок проведения дезактивации и дегазации вооружения и техники, а также санитарной обработки личного состава при нахождении десанта на кораблях; способ пересадки личного состава и перегрузки техники и грузов с поврежденных кораблей на неповрежденные, а также замены подразделений десанта, потерявших боеспособность; организацию аварийно-спасательной службы подразделений десанта, совершающих переход морем на штатной плавающей технике.

Переход морем совершается рассредоточенно, с соблюдением всех мер маскировки. Маршруты движения кораблей выбираются так, чтобы до определенного времени противник не смог определить район и время высадки десанта. Широко применяются ложный маневр и перевозка ложных десантов, соблюдаются радиомолчание и светомаскировка. В некоторых случаях переход морем может совершаться методом последовательного перехода кораблей в промежуточные пункты, расположенные ближе к району высадки. При этом десант может находиться на кораблях или выходить для посадки (погрузки) в один из промежуточных пунктов. Во всех случаях построение походного порядка кораблей на переходе морем должно обеспечивать наибольшую безопасность их движения, свободу маневра, надежность управления, успешное отражение атак и ударов противника с моря и воздуха, быстрое перестроение в боевой порядок и высадку десанта в установленной последовательности (рис. 7.2).

На переходе морем организуются охранение и прикрытие десантных кораблей от атак и ударов подводных лодок, надводных кораблей и авиации противника. Для этого выделяются корабли охранения, используются огневые средства десантных кораблей и десанта.

Переход морем на штатной плавающей технике подразделения десанта осуществляют по кратчайшим маршрутам. Протяженность перехода зависит от ряда факторов: запаса хода машин, скорости машин на воде, условий перехода и состояния моря. Плавающие машины оборудуются светосигнальными устройствами и всплывающими буями. Перегрузка машин сверх установленных норм не допускается.

Переход морем подразделений на плавающей технике производится в походном порядке с организацией всех мер


180 ^ л - ^- Высадка морского десанта

обеспечения (рис. 7.3). Корабли (катера) навигационного лидирования встречают колонны плавающих машин на исходном рубеже, занимают место в голове их и лидируют заданным" курсом на установленной для плавающих машин



Рис. 7.2. Походный ордер кораблей с подразде 1 лением десанта на борту (вариант)

скорости. Корабли (катера) аварийно-спасательной службы замыкают колонны и следуют между ними. Коломны охраняются силами и средствами старшего начальника.

Оповещение о радиоактивном и химическом заражении осуществляется по корабельной сигнализации (по радио, голосом). Для защиты используются защитные свойства корабля, техники десанта, индивидуальные средства защиты. Для оказания необходимой помощи личному составу и проведения санитарной обработки и дезактивации на каждом корабле предусматриваются запасы воды и других средств.

7.6. Подразделения десанта в бою за высадку 181

Рис. 7.3. Походный порядок подразделения при

преодолении водного пространства на плавающей

технике (вариант)

Бой за высадку является решающим и самым ответственным этапом высадки морского десанта. Он представляет собой разновидность наступательного боя и имеет ряд


особенностей: сближение с противником осуществляется на кораблях; развертывание подразделений в боевой порядок, как правило, происходит непосредственно перед передним краем обороны противника; огневые средства десанта вводятся в бой по мере выгрузки их на берег; существенное влияние на высадку оказывают состояние погоды, моря, приливо-отливные явления и другие гидрометеорологические условия.

Бой за высадку, как правило, включает: развертывание сил высадки из походного порядка в боевой; огневую подготовку; высадку передовых подразделений и проделывание проходов в противодесантных заграждениях в воде и на берегу; высадку первого эшелона, резервов и захват ими пункта высадки; огневую поддержку действий подразделений десанта на берегу; высадку остальных сил и средств десанта.

По приказу командира сил высадки десантный отряд с подразделениями десанта перестраивается из походного в боевой порядок для высадки, корабли огневой поддержки занимают назначенные районы для открытия огня. Перестроение из походного порядка в боевой заканчивается с выходом первой волны десантных кораблей к исходной линии, обозначаемой обычно хорошо видимыми знаками и буями.

Огневая подготовка, как правило, проводится непосредственно перед высадкой. В ней участвует максимальное количество корабельной артиллерии и авиации, выделенных для обеспечения высадки десанта, а также огневые средства десанта, заранее подготовленные для ведения огня с десантных кораблей. Продолжительность огневой подготовки определяется необходимой степенью подавления противодесантной обороны противника и зависит от количества привлекаемых средств и их огневых возможностей, скорости десантно-высадочных средств и плавающей техники (при высадке на плав). Заканчивается огневая подготовка с подходом подразделений десанта на безопасное от разрывов снарядов своей артиллерии расстояние.

В ходе огневой подготовки в первую очередь уничтожаются огневые средства противника, которые могут оказать противодействие подходу десантно-высадочных средств к пункту высадки, высадке воздушного десанта и передовых подразделений морского десанта, действиям групп разграждения по проделыванию проходов в заграждениях. Ракет-

7.6. Подразделения десанта в бою за высадку 183

ные части, средства применения оружия массового поражения и батареи береговой артиллерии противника подавляются до выхода сил высадки в зону их огня, а в последующем - по мере их обнаружения. При планировании и проведении огневой подготовки предусматривается подавление всех объектов, которые могут оказать противодействие высадке десанта.

Если в период огневой подготовки по противодесантной обороне противника наносятся ядерные удары, то удаление десантно-высадочных средств (плавающей техники) от района взрыва должно предусматриваться в пределах радиуса безопасности для личного состава. Такое минимально допускаемое безопасное расстояние обеспечивает минимальный разрыв по времени между поражением объектов противника и началом высадки десанта.

Количество проделываемых проходов на пункте высадки зависит от построения боевого порядка батальона, количества десантных кораблей, одновременно подходящих к берегу, и обычно составляет 1-2 прохода на роту и 3-6 на батальон. Проходы в основном проделываются взрывным способом с помощью плавучих, удлиненных и шнуровых зарядов. Ширина прохода должна быть не менее ширины проводимых кораблей, увеличенной на два безопасных радиуса от взрыва морских мин вероятного противника. Проходы в воде обозначаются гидрографической группой, высаживаемой вместе с группой разграждения. Проверку, а иногда и проделывание проходов проводят группы разграждения. Для обозначения назначенных проходов в воде применяются хорошо видимые буи и вехи, окрашенные в разные цвета. Проходы на берегу обозначаются специальными указками.

Группы разграждения, гидрографические группы и подразделения для их прикрытия высаживаются обычно с быстроходных десантно-высадочных средств или вертолетов и являются передовыми подразделениями десанта.

Боевой порядок батальона (рис. 7.4) состоит из боевых порядков рот со средствами усиления, резерва (иногда и второго эшелона) и огневых средств, находящихся в непосредственном подчинении командира батальона. Боевой порядок роты состоит из боевых порядков взводов. В зависимости от обстановки и условий высадки взводы в роте могут действовать в линию, уступом вправо или влево, углом назад или вперед. Огневые средства, находящиеся в


Б. Подразделений десанта в бою за высадку 185

подчинении командира роты, располагаются за боевыми порядками взводов, в промежутках между ними или на флангах. Для высадки батальона в порт или овладения укрепленным пунктом (объектом) на побережье могут создаваться штурмовые группы из рот.

Высадка батальона проводится одним или двумя эшелонами, а роты, как правило, одним эшелоном.

Подразделения высаживаются в последовательности, которая позволяет командиру вводить в бой на берегу подчиненные подразделения в соответствии с принятым решением.

При подходе десантных кораблей к району высадки подразделения десанта приводятся в готовность к высадке, раскрепляется техника, личный состав занимает свои места в танках, бронетранспортерах и других машинах, проверяется готовность оружия к стрельбе и техники к движению; двигатели машин при необходимости опробуются и прогреваются. При значительном волнении моря техника раскрепляется непосредственно перед выходом на берег или на плав. При высадке десанта без техники личный состав находится в готовности к высадке.

Десантные корабли после развертывания в боевой порядок под прикрытием огня кораблей и авиации, расчлененные по фронту и эшелонированные в глубину, следуют к пункту высадки.

Для затруднения противнику наблюдения за подходом десанта к пункту высадки и ведения прицельного огня в ряде случаев могут ставиться дымовые завесы специально выделенными для этого кораблями (катерами). Дымовые завесы не должны затруднять ориентирование и подход к берегу десантных кораблей, ведение огня кораблями, нанесение ударов авиацией и выход плавающей техники на берег (при спуске ее на воду).

Командир десанта уточняет обстановку, обобщает данные о противнике, оценивает результаты огневой подготовки, уточняет свое решение на высадку и при изменении ранее принятого решения согласует его с командиром сил высадки; ставит (уточняет) задачи подчиненным командирам подразделений; вместе с командиром сил высадки уточняет дополнительные задачи кораблям огневой поддержки. Командиры подразделений десанта ведут наблюдение за противником, изучают местность в направлении


1"86 _________Гл. 7. Высадка Морского десанта

высадки, уточняют результаты огневой подготовки и единые ориентиры на местности.

Высадка десанта начинается по* сигналу командира сил высадки.

В тех случаях, когда десантно-высадочные средства не могут вплотную подойти к берегу (при глубине места высадки не более 1 м), подразделения высаживаются на берег на плавающей технике или непосредственно в воду. Неплавающая техника выгружается в воду в том случае, если глубина места выгрузки и грунт дна позволяют ей двигаться к берегу своим ходом.

С подходом десантных кораблей к берегу (исходной линии спуска плавающей техники на плав, месту выгрузки неплавающей техники в воду) по команде командира корабля открываются ворота и опускается аппарель. Высадка десанта начинается немедленно после остановки корабля и опускания аппарели. Высадка десанта без техники может также проводиться с борта корабля с помощью различных приспособлений, а иногда и непосредственно в воду.

При наличии противодесантных заграждений в воде и на берегу в последних проделываются проходы. Для обеспечения пропуска подразделений десанта по проделанным проходам в воде и на берегу организуется комендантская служба, которую осуществляют инженерно-десантные (инженерные, саперные) подразделения.

При сильном противодействии противника подходу десантных кораблей к берегу или неблагоприятных навигационных условиях может быть нецелесообразна или вообще исключена возможность высадки десанта непосредственно на берег. В этом случае обычно первый эшелон десанта высаживается на плавающих машинах. Для спуска плавающей техники на плав назначается линия спуска, удаление которой от берега зависит от состояния моря, системы огня противника, характера и глубины противодесантных заграждений в воде, мореходных качеств плавающей техники и условий видимости. Обычно это расстояние подразделения на плавающей технике должны преодолевать во время огневой подготовки. Для достижения высоких темпов высадки во всех случаях необходимо приближать исходную линию спуска плавающей техники на плав к берегу. Иногда для обеспечения внезапности и скрытности высадка может назначаться за пределами видимости десантных кораблей

7.6. Подразделения десанта в бою за высадку 187

радиолокационными станциями подразделений, обороняющих побережье.

Высадившиеся на берег подразделения первого эшелона с ходу развертываются в боевой порядок и стремительно атакуют обороняющегося противника. С подходом подразделений на безопасное от разрывов снарядов своей артиллерии расстояние огонь переносится в глубину и начинается огневая поддержка десанта, в которой участвуют корабли, авиация и артиллерия десанта по мере выгрузки ее на берег. В боевых порядках подразделений батальона могут находиться корректировочные посты корабельной артиллерии. Артиллерия батальона (штатная и приданная) с высадкой на берег немедленно открывает огонь отдельными орудиями (установками). В последующем управление огнем централизуется в масштабе батареи (взводов). Зенитные средства с выходом на берег прикрывают боевые порядки подразделений первого эшелона, командно-наблюдательный пункт и высадку (выгрузку) оставшихся на кораблях сил и средств десанта.

Командир и штаб высаживаются на берег вместе с основными силами и развертывают свой командно-наблюдательный пункт; уточняют обстановку и усиливают разведку; если необходимо, уточняют задачи высадившимся подразделениям и порядок высадки остальных сил и средств. С высадкой на берег командир десанта выходит из подчинения командира сил высадки, но продолжает поддерживать с ним тесную связь и взаимодействие. Командир сил высадки продолжает высадку (выгрузку) оставшихся на кораблях подразделений десанта и его материальных средств, поддерживает огнем бой десанта на берегу.

В ходе высадки не допускается скопления техники в пункте высадки, особое внимание уделяется быстрой выгрузке танков, артиллерии и своевременному вводу их в бой.

Задача подразделений десанта после высадки на берег- расширение захваченного участка и развитие успеха в глубину. Командир десанта и командиры всех подразделений должны сосредоточить все силы для разгрома противника, обороняющего наиболее важные объекты и опорные пункты, от овладения которыми зависят успех высадки и выполнение последующей задачи десантом, а также принять меры, исключающие контратаки противника во фланг и тыл высадившимся подразделениям.


Гл. 7. Высадка морского десанта

При высадке одновременно морского и воздушного тактических десантов для овладения пунктом высадки особое внимание уделяется согласованности действий их с силами высадки в фактически складывающейся обстановке. Если воздушный десант высаживается для обеспечения высадки морского десанта, его подразделения уничтожают противника в пункте высадки, овладевают прибрежной полосой и господствующими высотами, не допускают подхода резервов противника, проделывают проходы в противодесантных заграждениях и решают другие задачи в интересах успешной высадки морского десанта. С высадкой на берег всех сил и средств десанта и овладением ими рубежом, обеспечивающим успешные последующие действия, бой за высадку заканчивается.

После боя^за высадку характер последующих действий подразделений определяется боевой задачей, действиями противника в районе высадки и в направлении наступления десанта, темпом продвижения подразделений, наступающих вдоль морского побережья, и временем, в течение которого десанту предстоит самостоятельно вести боевые действия (рис. 7.5).

Часть сил высадки выделяется для огневого сопровождения боевых действий десанта, эвакуации раненых и больных, подвоза материальных средств и прикрытия его от ударов противника с моря. Боевые действия десанта поддерживаются авиацией и огнем подразделений, наступающих вдоль побережья, в пределах досягаемости.

При нанесении удара во фланг и тыл противнику с целью содействия наступающим вдоль морского побережья подразделениям основные усилия десанта сосредоточиваются на развитии наступления в глубину противодесантной обороны и выходе на рубеж (в район), обеспечивающий благоприятные условия для развертывания десанта в боевой порядок и атаки. Решительная атака во фланг и тыл противнику способствует успешному наступлению подразделений вдоль побережья. Для своевременного и организованного выхода на рубеж атаки (в заданный район) подразделения десанта используют проме-

7.7. Ведение боевых действий десантом на берегу 189

Рис. 7.5. Ведение боя батальоном на берегу после овладения пунктом высадки (вариант)


Гл. 7. Высадка морского десанта

жутки и.бреши в обороне противника, обходят, а при невозможности обойти уничтожают или блокируют уцелевшие опорные пункты, решительно продвигаясь вперед.

При выполнении задачи по овладению важным рубежом (объектом) и удержанию его до подхода подразделений, наступающих вдоль побережья или выходящих к морю, действия морского десанта должны быть направлены на стремительное выдвижение к указанному рубежу (объекту) и овладение им. Захваченный рубеж (объект) может удерживаться как до подхода подразделений, наступающих вдоль морского побережья или выходящих к морю, так и до определенного времени, когда будет достигнута цель высадки морского десанта.

Оборона рубежа (объекта) строится по принципу удержания отдельных опорных пунктов, связанных между собой единой системой огня, особенно противотанкового. Опорные пункты готовятся к круговой обороне. Для создания устойчивой обороны в первую очередь используются естественные препятствия и инженерные заграждения.

При ведении боевых действий в тылу противника морской десант должен быть готов к отражению сильных контратак пехоты и танков, к встречному бою с выдвигающимися резервами противника. Для отражения контратак основные огневые средства, в первую очередь противотанковые, развертываются на выгодном рубеже и уничтожают контратакующего противника. Одновременно принимаются меры для развития наступления с целью выполнения поставленной задачи. Во встречном бою морской десант должен стремиться частью сил сковать противника с фронта, а главными силами нанести ему удар во фланг и тыл.

Независимо от выполняемой задачи, характера действий противника и условий местности командиры подразделений десанта должны вести разведку, организовать противовоздушную оборону, защиту от оружия массового поражения, а также обеспечение флангов и тыла.

Огневое сопровождение десанта продолжается до предельных дальностей действительного огня корабельной артиллерии, до соединения десанта с подразделениями, наступающими вдоль побережья (выходящими к морю), или до выполнения десантом поставленной задачи на берегу.

7.8. бысадка морского десанта в особых условиях iQl;

Высадка десанта в шхерных, северных и пустынных районах, а также на скалистые берега и в зимнее время является высадкой в особых условиях.

Шхерным районом считается часть прибрежного водного пространства с сильноизрезанной береговой чертой и многочисленными островами различной величины. Для шхерных районов характерны разветвленная сеть продольных и поперечных фарватеров, а также различные навигационные опасности.

Успех высадки морского десанта в шхерном районе достигается быстрым захватом островов, господствующих над узлами фарватеров, своевременным сосредоточением усилий на главном направлении, смелым маневром силами и средствами на направлении обозначавшегося успеха, а также инициативными и дерзкими действиями подразделений десанта и командиров десантных кораблей (катеров).

Высадка морского десанта в шхерном районе отличается рядом особенностей. Для высадки используются, как правило, десантные корабли и катера, имеющие малую осадку. Пункт посадки выбирается ближе к пункту высадки. Пункты высадки в большинстве случаев имеют малые размеры, что определяет необходимость высадки на них в ряде случаев мелких подразделений, способных самостоятельно решать боевые задачи. Высадка десанта расчленяется на ряд боев по овладению отдельными островами и опушками шхер.

Наступление с острова на остров представляет собой форсирование водных преград с ходу. Для форсирования применяются в первую очередь плавающие танки и бронетранспортеры. При этом каждый из захваченных островов используется как опорный пункт для овладения последующим. Если занятие какого-либо острова требует значительных сил и времени, то он, как правило, блокируется огнем с соседних островов и корабельной артиллерии, ударами авиации.

При высадке морского десанта в северных районах следует учитывать: отсутствие развитой дорожной еети; трудность выполнения инженерных работ; сложные метеорологические условия и полярную ночь (день); низкую


Гл. 7. Ёысадка морского десанта

температуру морской воды. На боевые действия подразделений десанта в северных районах оказывают также влияние гористая и болотистая тундровая местность с большим количеством валунов, а в зимних условиях, кроме того, глубокий снежный покров и низкая температура окружающего воздуха.

Выполнение боевых задач морским десантом в пустынной местности затрудняется сложностью маскировки и ориентирования, резкими колебаниями температуры, сильными ветрами, отсутствием воды. При выполнении задач, особенно после овладения пунктом высадки, командиры подразделений должны, как правило, указывать подразделениям азимуты наступления, обеспечивать их необходимым запасом воды и устанавливать контроль за ее расходом. Пески требуют применения техники более повышенной проходимости и принятия дополнительных мер для обеспечения выхода техники на берег. Сложность проведения мероприятий по маскировке обязывает командиров уделять больше внимания противовоздушной обороне.

Высадка морского десанта на побережье, имеющее крутые или скалистые берега, обычно проводится мелкими подразделениями. Основными задачами высаженных подразделений являются: ведение разведки, действия в качестве обходящих подразделений для удара во фланг и тыл обороняющемуся на побережье противнику и др. Подразделения, высаживаемые на скальные участки побережья, должны уметь преодолевать скалы с помощью альпинистского снаряжения, а также специальных приспособлений и устройств. "- ,.

При подготовке высадки морских десантов зимой необходимо предусматривать оборудование утепленных укрытий для личного состава в районе ожидания и пунктах посадки, подготовку оружия и боевой техники в условиях эксплуатации при низких температурах и дополнительные мероприятия для повышения проходимости машин. Командиры подразделений не должны допускать случаев обморожения личного состава. При глубоком снежном покрове используются обходящие подразделения на лыжах, а также буксировка лыжников за машинами высокой проходимости. Необходимо учитывать возможность действий подразделений десанта в условиях снежных зарядов и пурги.

7.9. Обратная посадка подразделений десанта 193

Морской десантной операцией может быть как высадка на берег разведывательной группы из четырех человек, так и высадка целой армии на значительную часть побережья. Независимо от масштаба операции они являются одними из самых сложных тактических операций, так как они требуют необычно интенсивной тыловой поддержки.

Морской десантной операцией может быть как высадка на берег разведывательной группы из четырех человек, так и высадка целой армии на значительную часть побережья. Независимо от масштаба операции они являются одними из самых сложных тактических операций, так как они требуют необычно интенсивной тыловой поддержки. Большинство наступательных морских десантных операций делится на семь этапов:

Планирование и подготовка;

Посадка и погрузка на суда;

Движение к месту высадки десанта;

Подготовительные операции перед высадкой;

Движение от транспортов к пункту высадки;

Десантирование;

Закрепление.

Речные патрули наиболее уязвимы для засад на берегу. На рисунке группа спецназа атакует патруль на трех лодках, а другие команды прикрывают их с тыла и фланга на случай нападения противника.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА

Планирование, возможно, является самым сложным этапом операции, так как включает координацию действии многочисленных родов войск в едином плане сражения. Должны быть проанализированы все имеющиеся разведывательные данные об объекте. Первое, выбор места высадки. Оно должно быть благоприятным для высадки морского десанта с открытой навигацией в акватории в районе высадки десанта и отсутствием неблагоприятных морских условий, например, очень сильных поперечных течений. Должен быть относительно крутой подъем береговой линии (мелководье увеличивает риск попадания кораблей на мель еще до высадки); место высадки должно быть достаточно обширным для того, чтобы разместить все атакующие силы и части последующей тыловой поддержки.

Прежде всего разведка должна определить все укрепленные точки противника и расположение вооружения в любом месте высадки, особенно тех видов оружия, которые могут угрожать движению судов в акватории высадки и десантным силам при их движении от транспортов к берегу. Эти позиции обычно подавляются воздушной бомбардировкой и обстрелом с моря перед высадкой.

После выбора и определения района высадки начинается напряженная работа по планированию материально-технического обеспечения. Материально-техническое обеспечение морской десантной операции координируется между армией, военно-морским флотом и военно-воздушными силами. Они согласовывают между собой, что штурмовые части достигают места назначения при полном материально-техническом обеспечении, которое будет сохранено в течение дней и недель после высадки. После того как вопросы тыла будут определены, остается установить время и день. Время высадки обычно должно совпадать с хорошими погодными условиями, способствующими движению судов и осуществлению поддержки с воздуха, а также при низком уровне активности противника в районе высадки. Ночные десантирования являются обычно большой тактической неожиданностью, но делают само десантирование более непредсказуемым. Рассвет и сумерки наиболее обычное время для высадки десанта.

ПОСАДКА И ПОГРУЗКА НА СУДА

Посадка и погрузка состоит из сбора людей и оборудования для предстоящей операции и погрузки их на борт судов, которые доставят затем их к месту десантирования. Это очень не просто загрузить все на борт перед отправлением в плавание. Во время операций военно-морской пехоты США в Тихом океане во время Второй мировой войны было обнаружено, что порядок в котором происходит погрузка материалов на борт, имеет исключительное значение для того, что произойдет впоследствии. Боеприпасы и техника всегда грузятся последними, потому что при высадке они потребуются первыми. Питьевая вода имеет такое же значение. Все оборудование должно распаковываться на плацдарме высадки без загромождения территории и превращения ее в неподконтрольную для коменданта пункта высадки.

ДВИЖЕНИЕ К МЕСТУ ВЫСАДКИ ДЕСАНТА

Период перехода к месту высадки десанта является опасной фазой морской десантной операции. Флот и авиация противника обычно пытаются перехватить десантное оперативное соединение (ДОС] до того, как оно достигнет исходного рубежа для атаки. Главная опасность в современных сражениях - противокорабельные ракеты и морские мины, запускаемые самолетами и кораблями противника, и угроза, исходящая от подводных лодок (хотя только несколько государств в мире имеют высокоразвитый подводный флот). Десантное оперативное соединение выбирает наименее опасный путь. Оно остается в открытом море как можно дольше, держась вдали от береговой линии, на которой может находиться разведывательное оборудование и, возможно, противокорабельное оружие. Открытое море дает также возможность рассредоточить силы с значительным расстоянием между судами на случай вражеского нападения.

Разведка берега (перед высадкой). В обязанности солдат входят: измерение крутизны берега (А); составление сообщения о характере прибоя (В); обеспечение безопасности для лодки и команды (С); осмотр, определение местоположения и фотографирование ориентиров на берегу (D).

Большинство десантных оперативных соединений хорошо защищены во время перехода. Эсминцы защищают от вражеских надводных кораблей и подводных лодок, а сопровождающие самолеты обеспечивают прикрытие с воздуха. Боевые корабли рассредоточиваются среди, как правило, невооруженных транспортных судов. Весь конвой защищен системами дальней разведки, такими, как загоризонтные РЛС, и самолетами раннего обнаружения (AWAC). Если ДОС засечено, оно наносит сильный ответный удар, продолжая держать курс к месту высадки десанта.

Морские десантные операции требуют продуманного планирования, ослабление сил врага начинается за недели до начала перехода. В результате большинство ДОС должны иметь возможность совершать переходы, не встречая сопротивления со стороны противника. Более опасным является период размещения после высадки, когда противник имеет больше времени для планирования наступательных ударов. Многие из британских судов, потопленных аргентинской авиацией во время Фолклендской войны, были потеряны именно в этот период.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ ПЕРЕД ВЫСАДКОЙ

Перед тем как штурмовая группа вступит в действие, зона высадки десанта подготавливается для того, чтобы дать десанту наилучшие шансы на успех, Наиболее обычным видом подготовки является огонь на подавление для разрушения позиций противника. При подготовке к высадке войск союзников в Нормандии бомбардировщики союзников сбросили около 80 000 тонн бомб на ключевые тыловые цели в Западной Франции, разрушив сеть автомобильных и железных дорог, которые могли бы быть использованы для усиления немецких контратак. Непосредственно в день вторжения военно-морские силы союзников подвергли береговые позиции врага массированному обстрелу крупнокалиберными снарядами и ракетным огнем. Морские пехотинцы США при операциях в Тихом океане также использовали массированный огонь для разрушения прибрежных позиций противника. Однако сам по себе огонь, ведущийся с кораблей по береговым целям, имеет ограниченный тактический эффект. Японские войска на острове Окинава, например, отошли в глубь острова, когда американцы начали подготовительный обстрел перед высадкой, для того чтобы сберечь свои силы и встретить американцев в более защищенной зоне.

Используются также и многие другие виды подготовительных операций перед высадкой. Введение в заблуждение имеет большое значение для отвлечения противника от настоящего места высадки. Перед высадкой в Инчоне (Корея) в 1950 году американские боевые пловцы оставили разведывательное снаряжение в месте, расположенном вне реальной зоны предстоящей высадки для того, чтобы ввести противника в заблуждение относительно планов войск ООН. Введение в заблуждение может быть достигнуто и высадкой отвлекающего десанта или проведением операции в какой-либо части вражеской территории. Для атаки на позиции противника вне зоны высадки могут быть использованы специальные силы, например, большой парашютный десант, высаженный в глубине территории, может оттянуть силы противника с побережья. Другой операцией перед высадкой является психологическая война против защитников побережья. Ведение радиопередач и разбрасывание листовок, направленных на подрыв морального духа, могут способствовать тому, что сопротивление на побережье будет менее стойким.

Операции перед высадкой включают также устранение препятствий в зоне высадки десанта, Обычно это подводные ловушки для десантных судов (мины или металлические балки, предназначенные для пробивания корпусов кораблей), противопехотные и противотанковые мины или ловушки для машин непосредственно на самом берегу. Поэтому непосредственно перед операцией должен быть высажен скрытный десант для разрушения препятствий или, что более обычно, нанесения их на карту, чтобы десантные части могли избежать их.

ДВИЖЕНИЕ ОТ СУДОВ К БЕРЕГУ

На этом этапе операции штурмовая команда транспортируется от основной группы кораблей к месту высадки. Это делается на специально сконструированных десантно-высадочных средствах типа плавающих транспортеров или вертолетах, размещенных на авианосцах. Отплытие начинается из специально предназначенного района сбора, расположенного близко к береговой линии, движение от судов к берегу прикрывается огнем поддержки. Необходимо отметить, что, особенно в современной военно-морской доктрине, концепция движения от транспорта к берегу часто заменяется концепцией движения от транспорта к объекту. В этом случае высадившиеся части движутся прямо из района высадки к объекту в глубь территории, не ожидая сосредоточения средств тыла на берегу. Движение транспорт - цель обеспечивает быстрый темп операции, но требует высокой степени самообеспеченности десантных войск.

ДЕСАНТИРОВАНИЕ

Первая задача десанта - захват плацдарма на берегу. По вражеским позициям ведется сильный огонь, и десантные подразделения начинают движение «огонь и маневр» в зоне высадки. Укрепленные позиции врага штурмуются и разрушаются по отдельности, а береговые препятствия расчищаются. Часть зоны высадки предназначается для подкрепления и служб материально-технического обеспечения, которые обеспечивают безопасность плацдарма и поддержку продолжающейся операции. Плацдарм расширяется и заполняется дополнительными частями по мере захвата вражеских позиций. Тем временем ведется бомбардировка с воздуха и обстрел из дальнобойных корабельных орудий вражеских позиций, расположенных далеко за пределами зоны высадки десанта для того, чтобы предотвратить усиление противника.

Как только плацдарм закреплен, десантные части или продвигаются к целям, расположенным в глубине, или позволяют другим частям принять на себя выполнение этой миссии. Раненых эвакуируют с берега на госпитальные суда, находящиеся недалеко от берега.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Закрепление является важным элементом общего успеха морской десантной операции. Как правило, после высадки десанта следует крупномасштабная

контратака противника, если у него имеются для этого силы. Это попытка уничтожить плацдарм, нанести урон высадившимся силам и предотвратить любое дальнейшее сосредоточение средств тыла. Поэтому материально-техническое обеспечение и подкрепление должны поступить на берег как можно быстрее. Для организации снабжения с берега передовых частей должны быть также выгружены транспортные средства. Одновременно корабли, производящие десантирование, должны получать материально-техническое снабжение с кораблей снабжения для поддержания темпа операции.

Эффективное маневрирование во время закрепления приводит к тому, что плацдарм превращается в надежную действующую базу для продвигающихся в глубь войск и основной исходный пункт для продвижения внутрь страны.

Десант в Инчоне

Морской десант в порту Инчон (Корея) был осуществлен войсками ООН в 1950 году для того, чтобы начать наступление в 332 километрах за линией фронт. Операция была исключительно трудной. Фактически, только четыре дня в месяц были пригодны для проведения этой операции. В остальные дни глубина воды внутри порта, составлявшая 9 м, была недостаточна для осадки десантных кораблей, составлявшей 8,8 м. К тому же здесь не было прибрежной полосы, и поэтому высадка должна была совершаться прямо в центре города Инчон. Вход в порт был настолько узок, что один затонувший корабль полностью блокировал бы проход для всех остальных. Основные десантные силы прибыли 14 сентября. Морские штурмовики и штурмовики ВВС, а также тяжелая корабельная артиллерия вели обстрел позиций противника в течение почти двух дней, разрушив наиболее эффективные оборонительные позиции. Атака началась в 6 часов 15 минут утра 15 сентября. Батальон 5-го полка морской пехоты захватил Волми-до - остров с мощной обороной, доминировавший над бухтой. Потери при этом составили всего 17 раненых. Атака против самого порта началась ранним вечером. Подразделение морской пехоты имело в своем распоряжении всего три часа до того, как вода спадет и оставит их десантный корабль на мели. Серьезной проблемой стала и навигация из-за дыма, стелющегося из районов, подвергнутых бомбардировке. Войска быстро высадились на берег и вошли в город. К половине второго ночи 16 сентября высадка была закончена и все поставленные цели достигнуты. Благодаря внезапности атаки, потерн составили всего 20 убитых солдат из 70 000.

К.Макнаб, У.Фаулер / Современный бой/ Оружие и тактика.

19.06.2017
На Тихоокеанском флоте начался конкурс среди подразделений морской пехоты береговых войск ВМФ России «Морской десант-2017»


16.06.2017
На полигоне Тихоокеанского флота Бамбурово идёт подготовка к конкурсу «Морской десант - 2017»

На полигоне Тихоокеанского флота «Бамбурово» военнослужащие Тихоокеанского, Балтийского, Северного и Черноморского флотов, Дальневосточного высшего общевойскового командного училища, Каспийской флотилии и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища приступили к подготовке к конкурсу по полевой выучке среди подразделений морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота «Морской десант - 2017».

В настоящее время военнослужащие на полигоне «Бамбурово» завершили приём техники и приступили к совершенствованию навыков вождения бронетранспортеров по пересеченной местности и на плаву, а также ведению огня из вооружения бронетранспортеров - крупнокалиберного пулемёта Владимирова (КПВТ) калибра 14,5 миллиметров, спаренного с 7,62-мм пулеметом Калашникова (ПКТ). Подготовка проводится поэтапно - от одиночной подготовки механиков-водителей до выполнения задач отдельным экипажем и в составе команды. В мероприятии задействовано свыше 20 единиц боевой техники и 21 экипаж.

Помимо вождения и выполнения боевых стрельб из вооружения боевых машин, участники предстоящего состязания тренируются в силе и выносливости, выполняя комплексы различных физических упражнений, как индивидуально, так и в составе экипажа. Конкурс по боевой подготовке среди экипажей бронетранспортеров БТР-80 «Морской десант - 2017» пройдет в период с 19 по 29 июня на полигоне береговых войск Тихоокеанского флота «Бамбурово». В основу программы «Морского десанта» включены дух, цели, задачи и положения «Танкового биатлона» применительно к береговым войскам ВМФ, а также основные положения и вопросы подготовки личного состава в соответствии с "Курсом стрельб боевых машин" и программы боевой подготовки по вождению боевых машин. Стоит отметить, что данный конкурс на Тихоокеанском флоте проводится впервые.

14.06.2017
На Тихоокеанский флот прибыли все участники конкурса «Морской десант - 2017»

На Тихоокеанский флот для участия конкурса по полевой выучке среди подразделений морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота «Морской десант - 2017» прибыли команды от Северного, Черноморского и Балтийского флотов, Дальневосточного высшего общевойскового командного училища, Каспийской флотилии и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.

В общей сложности за победу на полигоне Бамбурово в Приморском крае будут бороться более 200 морских пехотинцев и курсантов.

В настоящее время представители команд изучают трассу и возведённые на ней препятствия, места проведения соревнований по физической и огневой подготовке, ознакамливаются с различными особенностями проведения конкурса.

В ближайшие дни командам предстоит принять технику и вооружение. После чего экипажи на авто- и вододроме полигона начнут совершенствовать навыки вождения бронетранспортеров по пересеченной местности и на плаву, а также отрабатывать ведение огня из вооружения бронетранспортеров, гранатометов и стрелкового оружия по различным мишеням.

Торжественная церемония открытия конкурса «Морской десант - 2017» состоится 19 июня на полигоне береговых войск Тихоокеанского флота Бамбурово. Соревнования завершатся 29 июня.

11.06.2017
На Тихоокеанский флот прибывают команды-участники конкурса «Морской десант - 2017»

В Приморский край уже прибыли команды Дальневосточного высшего общевойскового командного училища, Северного флота и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. В ближайшее время ожидается прибытие военнослужащих из состава команд, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии. Уже со вторника на полигоне Тихоокеанского флота «Бамбурово» начнется приём экипажами бронетранспортёров БТР-80 и приведение их вооружения к нормальному бою.

Всего для участия в «Морском десанте - 2017» в Приморский край прибудет 6 команд общей численностью более 200 человек. Морским пехотинцам и курсантам в кратчайшие сроки предстоит освоить технику, чтобы на конкурсе показать свое мастерство и побороться за первое место, как в личном, так и в командном первенствах. В общей сложности в мероприятии будет задействовано более 20 единиц боевой техники.

В рамках подготовки к участию в «Морском десанте» команды совместно с командами Тихоокеанского флота на авто и вододроме полигона «Бамбурово» в течение недели будут совершенствовать навыки вождения бронетранспортеров по пересеченной местности и на плаву, а также отрабатывать ведение огня из вооружения бронетранспортеров, гранатометов и стрелкового оружия по различным мишеням.

Конкурс по полевой выучке среди подразделений морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота «Морской десант - 2017» пройдет в период с 19 по 29 июня на полигоне береговых войск Тихоокеанского флота «Бамбурово».

10.06.2017
Впервые в конкурсе «Морской десант» примут участие представители ВДВ

В этом году в конкурсе по полевой выучке среди подразделений морской пехоты береговых войск ВМФ впервые примет участие команда курсантов Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова.

Представителям ВДВ в кратчайшие сроки предстоит принять и освоить технику. После этого, совместно с курсантами Дальневосточного высшего общевойскового командного училища и морскими пехотинцами Тихоокеанского, Северного, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии сони проявят свои навыки вождения бронетранспортеров по пересеченной местности и на плаву, а также отработают ведение огня из вооружения бронетранспортеров, гранатометов и стрелкового оружия по различным мишеням.

Конкурс по полевой выучке «Морской десант - 2017» среди подразделений морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота пройдет в период с 19 по 29 июня на полигоне береговых войск Тихоокеанского флота Бамбурово в Приморском крае. Всего в «Морском десанте - 2017» примет участие 7 команд общей численностью более 200 человек.

09.06.2017
Командующий ТОФ проверил готовность полигона Бамбурово к проведению конкурса «Морской десант - 2017»

Военные инженеры и военнослужащие соединения морской пехоты береговых войск Тихоокеанского флота провели большой комплекс работ по устройству на полигоне инженерных заграждений и имитационных полей. В общей сложности, в рамках подготовки к конкурсу «Морской десант - 2017» создано более 30 препятствий для четырех этапов конкурса, которые называются «Полоса препятствий», «Тропа выживания», «Гонка преследования», и «Эстафета». Общая протяженность трассы с препятствиями составляет более 9 километров, 600 метров из которой приходятся на воду.

На полигоне также созданы учебные минные поля, проволочные и минно-взрывные заграждения, а также ряд других инженерных сооружений для проверки знаний и умений участников конкурса преодолевать созданные заграждения и естественные природные препятствия. На полигоне для выполнения стрельб из вооружения бронетранспортеров, стрелкового оружия и гранатометов накрыта мишенная обстановка и обустроены огневые рубежи. В ходе проведения этапов конкурса предусматривается применение различных имитационных средств, предназначенных для обозначения на местности действий морской и фронтовой авиации, береговой и корабельной артиллерии, как в воде, так и на суше.

Конкурс по полевой выучке среди подразделений морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота «Морской десант - 2017» пройдет в период с 19 по 29 июня на полигоне береговых войск Тихоокеанского флота «Бамбурово». Завершатся соревнования проведением командной эстафеты и показательными выступлениями морских пехотинцев Тихоокеанского флота.
В общей сложности в мероприятии будет задействовано свыше 20 единиц боевой техники и более 200 участников, составляющих 21 экипаж боевых машин Северного, Балтийского, Тихоокеанского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии.

Десант, будучи высажен на побережье, может: а) занять прибрежный район, создав здесь базу для дальнейшего движения в глубь страны; б) своим движением в тыл и фланг нашей армии поставить ее в трудное положение; в) занять базы флота, чем совершенно прекращается боевая деятельность последнего; г) десант, даже небольшой, способен довершить разрушение прибрежных сооружений, что, в полной мере, может быть недоступно только одному флоту.

В нашей обстановке, в предвидении возможности воины с противниками, с которыми мы не имеем сухопутной границы и разделены морем, десант является для них способом перенесения войны на нашу территорию. Пока противник действует только одним флотом, нам угрожает блокада и разрушение отдельных пунктов побережья. Но когда при этом он имеет задачей высадить десант - в опасности находятся не только прибрежные, но отдаленные от моря районы, куда его высаженная десантная армия может проникнуть.

Не говоря уже о крупных десантных операциях, сопряженных с высадкой целых армий, отдельные десантные отряды, действующие в прибрежной полосе под МОЩНЫМ прикрытием флота, имея от него поддержку, в виде огня судовых орудий, и обеспеченный на моретыл могут представить собой серьезную угрозу.

Они довершат и закрепят операции, предпринимаемые флотом против берега занятием прибрежных районов или уничтожением всех сооружений, представляющих для обороняющегося побережья ту или другую ценность. Действия флота совместно с сухопутными войсками в случае, если фланг армии упирается в море, сообщают операциям последней большую устойчивость: своим могущественным артиллерийским огнем, покрывающим прибрежную полосу на 20 - 25 километров, флот может обеспечить прибрежным группам войск крупное преимущество перед неприятелем, облегчая их наступление и сдерживая противника.

Однако, возможность действий флота с сухопутными войсками, а прежде всего возможность высадки крупных десантов - в полном мере зависит от того, в какой степени обеспечено обладание морем. Выполнение больших десантных операций требует безусловного обладании морем, н про тивном случае, десант может быть поражен силами слабейшего, но сохранившего за собой свободу действий флота обороняющегося.

Всем вышеуказанным операциям, напрапленным против берегов, должна противостоять организованная оборона последних. Противник наступает. Ему, в широком смысле этого слова, принадлежит инициатива действий. Он волен избирать любые условия для выполнения своих операций. Он озаботится провести свои операции в выгодной для себя и невыгодной для обороняющего побережье обстановке, право выбора ее предоставлено ему.

Сказанное является трудным заданием для обороны, которая должна быть построена в расчете на действия именно в неблагоприятной для себя обстановке. Это - одна из основных предпосылок, с которой надо подходить к рассмотрению операции обороны побережья.

Все действия противника должны быть предусмотрены обороняющим, и каждое из них должно встретить сопротивление со стороны последнего. Обороняющий должен обладать силами, вполне гибко организованными, чтобы быть в состоянии бросить их туда, куда потребуют обстоятельства момента.

Его действия могут проходить с запозданием уже по причине того, что инициатива операции у противника, и пройдет некоторое время, прежде чем направление н смысл этих действий для него выяснятся. Но он должен наверстать недостаток инициативы гибкостью сил, участвующих в обороне, гибкостью организации их и управления ими.

Последнее может быть достигнуто только в том случае, когда непосредственное командование силами объединено па месте, когда обороняющийся противопоставляет сопротивление, выполняемое по обдуманному и руководимому единой волей плану, а не ряд разрозненных усилий.

В царской России армия, флот и береговые крепости не были связаны тем единством, какое требуется для их успешной совместной деятельности. Каждое из них направлялось ведомственными планами и идеями того министерства, к которому они принадлежали, при отсутствии общего направления в подготовке, организации и боевом использовании.

Поэтому прибрежные операции, а прежде всего оборона берегов, являлись наиболее слабыми местами стратегии царской армии. Требуя полного и исключительного единства, они проводились в порядке междуведомственного компромисса.


Top