Почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса? Деятельность Временного правительства. Временное правительство


Создание Временного правительства. Двоевластие

К началу 1917 года недовольство властью и ее носителями стало в России почти всеобщим. Тянувшаяся два с половиной года война, стоившая стране неисчислимых жертв и принесшая пока одни лишь поражения, прогрессирующий развал транспорта, создававший трудности со снабжением, невероятный рост дороговизны, - все это вызвало растущее утомление и озлобленность против режима. При этом высшие круги общества были настроены и против самодержавного государства, и лично против императора гораздо резче, чем масса населения. Влияние “придворной камарильи” было несравненно заметнее для петербургской аристократии, думских верхов и столичной интеллигенции, чем для миллионов рядовых солдат-фронтовиков или крестьян отдаленных тыловых губерний. Именно российская элита, выведенная из терпения разгулом последних времен распутинщины, и стала питательной средой для разного рода заговоров и тайных союзов, ставящих своей целью избавление от ставшего предельно непопулярным, если не сказать ненавистным, императора. Самодержавию была поставлена в вину самая гибельная черта для авторитарного государственного строя: полная неэффективность, бессилие и недееспособность власти при очевидной, так раздражающей всех деспотичности.

После отречений Николая и Михаила единственным законным органом центральной власти стало Временное правительство, пришедшее 2 марта на смену думскому Комитету. Создание Временного правительства явилось тем компромиссом, к которому были вынуждены прибегнуть Временный комитет и Петроградский Совет. Первый олицетворял собой умеренные силы общества, которые одни только к этому времени являлись более или менее организованной силой. Второй представлял реальную, но совершенно не организованную силу толпы и поэтому мог диктовать условия Комитету, но был не в состоянии организовать управление государством.. В составе Временного правительства преобладали представители партии конституционных демократов (4 члена из 11), что в дальнейшем обусловило изменения во всех сферах жизни государства и общества в соответствии с программными установками кадетов. Председателем и одновременно министром внутренних дел стал глава всероссийской земской организации, монархист по убеждениям, князь Г. Е. Львов. Единственным представителем “революционной демократии” был министр юстиции эсер А. Ф. Керенский.

Состав и Декларация о задачах нового правительства, как известно, были оговорены на встрече представителей Комитета и Совета и лишь после этого были опубликованы. Taк правительство с самого первого дня своего существования стало заложником Совета. Оно состояло в основном из организаторов Прогрессивного блока 1915 г., центром которого стали шесть фракций Государственной думы, ее большинство – от прогрессистов и кадетов до группы центра и националистов-прогрессистов. Основным требованием Прогрессивного блока, как известно, было создание кабинета «общественного доверия». При этом кадеты и октябристы, входившие в блок, отказались ради своего союза с более умеренными течениями от своего довоенного требования ответственности правительства перед Думой.

По отношению к Временному правительству Советы представляли собой вторую власть. Петроградский Совет формально являлся городской общественной организацией и официально не претендовал на власть, но, объявив себя органом, представляющим «всю трудовую Россию», и получив поддержку масс, был реальной угрозой для правительства как института, действующего от имени народа и для народа. Состав Петросовета, возглавлявшийся меньшевиком Н. С. Чхеидзе, был в основном умеренным, эсеровско-меньшевистским. Большевиков в руководящем органе Совета было всего два. Такой состав Петросовета привел к складыванию некоторого двоевластия: Временное правительство обеспечило преемственность власти и было официальным высшим органом управления, в то же время Совет имел большое влияние на войска петроградского гарнизона и мог эту власть перехватить. Реальная сила Петроградского Совета не была, конечно, так велика, как могло бы показаться его лидерам. Он обладал бесспорным верховенством, но очень разросся - 850 рабочих и 2 тыс. солдатских депутатов; большую часть своих полномочий он передал Исполкому, где профессиональные политики, назначенные «по праву», вытеснили беспартийных активистов. За несколько недель по той же схеме в стране были избраны сотни Советов. В отличие от Советов 1905 г. огромное большинство Советов 1917г. были не чисто рабочими, а рабочими и солдатскими, даже чаще всего рабочими, солдатскими и крестьянскими. Нормы представительства порождали конфликты между различными группами.

Временное правительство объявило о своем намерении осенью 1917г. созвать Учредительное собрание, которое должно было решить все важнейшие вопросы, стоявшие перед российским обществом. До созыва такого собрание Временное правительство считало себя не в праве решать вопросы о форме государственного устройства и форме правления. Таким образом, можно сказать, что в период между двумя революциями 1917г. в России существовала переходная от монархии к республике форма правления. В марте 1917г. по указанию Временного правительства был образован орган, ответственный за разработку законодательства - Юридическое совещание. Совещание в свою очередь образовало комиссию, которой было поручено разработать проект российской конституции. В проекте предусматривалось существование президента и двухпалатного парламента. Республика, с учетом специфики российской государственности, предполагалась президентская.

Состав Временного правительства

Следует отметить, что почти все министры принадлежали к элите дореволюционной России. 16 человек, то есть 42% прошло школу российского парламентаризма (И. В. Годнев, А. И. Гучков, И. Н. Ефремов, А. Ф. Керенский, Ф. Ф. Кокошкин и др.). Во все четыре состава Государственной думы входил Ф. И. Родичев. 4 министра ранее были руководителями фракций в Государственной думе (Ефремов, Керенский, Милюков, И. Г. Церетели). Годнев, В. Н. Львов и А. И. Шингарев были председателями думских комиссий. 18 человек избирались гласными земств и городских дум. 31 человек имели высшее образование, из них 24 окончили университеты. Двое - С. С. Салазкин и Шингарев - имели два высших образования, закончив физико-математический и медицинский факультеты. Среди членов правительства были: один академик (С. Ф. Ольденбург), три профессора (А. А. Мануйлов, Н. В. Некрасов, Салазкин), пять приват-доцентов (М. В. Бернацкий, Годнев, А. В. Карташев, Кокошкин, Милюков). Годнев и Салазкин имели степень доктора медицины, Мануйлов - доктора политэкономии, Н. Д. Авксентьев получил степень доктора философии в Германии.

По образованию в составе правительства больше всего было юристов - 11 человек, врачей, экономистов и инженеров - по четыре, военных - трое, 5 человек закончили историко-филологический факультет. По роду занятий на первом месте стояли преподаватели вузов - 8 человек, далее шли промышленники (5), адвокаты (4), землевладельцы (3) и т. д. Для шестерых главным делом жизни была нелегальная партийная работа.

Большинство членов Временного правительства находилось в конфликте с самодержавной властью. 10 человек (Авксентьев, Гвоздев, П. П. Маслов, Милюков, Никитин, С. Н. Прокопович, Салазкин, Скобелев, Церетели, В. М. Чернов) испытали тюремное заключение и ссылки, 6 человек исключались из учебных заведений (Авксентьев, А. И. Верховский, Маслов, А. В. Пешехонов, Церетели, Чернов), 5 человек лишались права преподавания или были вынуждены оставлять работу в учебных заведениях (Карташев, Кокошкин, Мануйлов, Милюков, Салазкин), 3 (Кокошкин, Пешехонов, Родичев) подвергались административным преследованиям.

По сословной принадлежности 21 человек были дворянами, в том числе трое (Г. Е. Львов, Церетели и Д. И. Шаховской) имели титул князя. Выходцами из крестьян были Гвоздев и Карташев.

Дальнейшая судьба членов Временного правительства как зеркало отразила отношение к революции российской интеллигенции. 16 бывших министров в той или иной форме сотрудничали с Советской властью, 23 человека эмигрировали и первоначально вели активную антисоветскую деятельность. В дальнейшем некоторые из них изменили свои взгляды. Контр-адмирал Д. Н. Вердеревский незадолго до своей смерти принял советское гражданство, Пешехонов работал консультантом в торгпредстве СССР в Прибалтике, крупный предприниматель С. Н. Третьяков сотрудничал в эмиграции с советской разведкой и был казнен фашистами.

Законодательная политика Временного правительства

Задачи партий: Кадеты поставили задачу европеизации России, путём создания сильной государственной власти. Они считали, что главную роль в стране должна играть буржуазия, и настаивали на необходимости победить в войне. По их мнению, именно победа должна объединить страну. А все вопросы нужно решать после победы. Меньшевики провозглашали власть как всенародную, общенациональную и общеклассовую. Главное - создать власть, опираясь на коалицию сил, не заинтересованных в реставрации монархии. Эсеры: Правые эсеры. Взгляды правых эсеров практически не отличались от взглядов меньшевиков. Эсеры центра. Их взгляды склонялись к правым эсерам. А также они считали, что февральская революция - апогей революционного процесса и освободительного движения; в стране должно наступить гражданское согласие, примирение всех сил и слоёв общества для проведения социальных реформ. По этому в мартовском Обращении к населению России правительство заявило, что считает своим долгом еще до созыва Учредительного Собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия.

Одним из основных законодательных актов, изданных Временным правительством является Декларация от 3 марта 1917 года. В декларации Временного правительства от 3 марта 1917 года были провозглашены гражданские свободы, распрстранённые и на военнослужащих, амнистия осужденным по политическим делам, отмена национальных и религиозных ограничений и некоторые другие нововведения. Одновременно был санкционирован арест Николая II, ряда высших чиновников и генералов. Для расследования их действий 4 марта учреждается Чрезвычайная следственная коммиссия.

Из декларации Временного правительства

Граждане!

Временный комитет членов Государственной думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над темными силами старого режима, который дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти... В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:

1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.

2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.

3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.

5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.

6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

7. Неразоружение и невывоз из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении.

8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы - устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставляемыми всем остальным гражданам. Временное правительство считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления по осуществлению вышеизложенных реформ и мероприятий.

Председатель Гос. думы М. Родзянко.

Председатель Совета министров кн. Львов.

Министры: Милюков, Некрасов, Мануйлов, Коновалов, Терещенко, Львов В., Шингарев, Керенский.

По соглашению с Петроградским Советом была проведена радикальная демократизация армии. Она осуществлялась на основе приказа №1 Петроградского Совета от 1 марта 1917 года по гарнизону Петроградского военного округа. Петросовет постановил во всех подразделениях, частях и на кораблях выбрать солдатские комитеты, избрать по одному представителю от рот в Совет рабочих депутатов, подчеркнул, что воинские части во всех своих политических выступлениях подчиняются Совету и своим комитетам, а все приказы военной комиссии Государственной думы подлежали исполнению лишь в том случае, если они не противоречили приказам и постановлениям Совета. От солдат требовалось в строю и при «отправлении служебных обязанностей» соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, а вне службы и строя они не могли быть «умалены в тех правах, коими пользуются все граждане». Приказ №1 отменял титулование офицеров, которым не разрешалось выдавать оружие, находившееся в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов.

Один из членов Петросовета И. Гольденберг впоследствии признал, что приказ №1 «не ошибка, а необходимость», так как «мы поняли, что если не раздавить старую армию, то она раздавит революцию». Несмотря на то что действие приказа распространялось только на войска Петроградского гарнизона, он получил повсеместное распространение в действующей армии и в тылу, вызвав разложение войск и падение их боеспособности. В армии были упразднены военно-полевые суды, введён институт комиссаров для контроля за деятельностью офицеров, уволено в резерв около 150 высших чинов, в том числе 70 начальников дивизий. Указом от 12 марта правительство отменило смертную казнь, восстановив её 12 июля, а также учредило военно-революционные суды. Основные права военнослужащих были изложены в приказе военного и морского министра А. Ф. Керенского от 9 мая о введении в действие Декларации прав солдата Временного правительства. В приказе отмечалось, что все военнослужащие пользуются всеми правами граждан, имеют право быть членами политических, национальных, религиозных, экономических и профсоюзных организаций, отменяются обязательное отдание чести, телесные наказания и прочее.

Временное правительство считало, что проведение кардинальных реформ во всех областях жизни страны возможно только после избрания Учредительного собрания. Поэтому оно ограничивалось принятием временных законов, придерживаясь идеи «непредрешения» воли Учредительного собрания, хотя это и не всегда соблюдалось, особенно в вопросах национального самоопределения.

В течение марта 1917 г. Временное правительство издало серию декретов и распоряжений, направленных на демократизацию страны.

6 марта правительство издало декрет об амнистировании всех лиц, осужденных по политическим мотивам.

12 марта был издан декрет об отмене смертной казни, которая заменялась по особо тяжким уголовным делам 15-летней каторгой.

18 марта была объявлена амнистия осужденным по уголовным причинам. Из мест заключения было освобождено 15 тыс. заключенных. Это вызвало всплеск преступности в стране.

18-20 марта была издана серия декретов и постановлений об отмене вероисповедных и национальных ограничений.

Были отменены также ограничения в выборе места жительства, правах собственности, провозглашалась полная свобода занятий, женщины уравнивались в правах с мужчинами.

Был издан также декрет "О собраниях и союзах". Все граждане без ограничений могли образовывать союзы и проводить собрания. Никаких политических мотивов для закрытия союзов не существовало, закрыть союз мог только суд.

Был принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании.

На основании всего этого можно утверждать, что Россия на какое-то время превратилась в самую демократичную страну в мире.

Временное правительство приступило к планомерному всестороннему государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений с тем, чтобы защитить интересы общества в целом перед лицом личных выгод, групповых и классовых интересов. В связи с этим начинает формироваться централизованная система государственных регулирующих органов. В апреле 1917 года принято решение о создании системы земельных комитетов для разрешения текущих вопросов сельскохозяйственной политики. 5 мая 1917г. было учреждено Министерство продовольствия для регулирования производства, потребления, цен на продукты и предметы первой необходимости. В июне 1917г. правительство создает Экономический совет (орган, возглавляющий всю регулирующую систему) и Главный экономический комитет (исполнительный орган). Главный экономический комитет обладал правами устанавливать планы снабжения, распределения, заготовок, перевозок продукции, нормировать цены, назначать реквизиции. Таким образом, созданные экономические регулирующие органы призваны были обеспечить связь производства и потребления за счет обезличения производимых продуктов, что достигалось путем изъятия в централизованный фонд продукции и перераспределения ее сообразно государственным приоритетам.

Особого внимания заслуживает учрежденное 5 мая 1917г. Министерство труда. За время своего существования оно обеспечило принятие целого ряда важнейших законов: о биржах труда, примирительных учреждениях, об обеспечении рабочих на случай болезни, о запрещении ночной работы женщин и детей. Министерство труда приложило немало усилий для налаживания переговорного процесса между трудом и капиталом. Его представители выступали посредниками между рабочими и предпринимателями в конфликтных ситуациях и способствовали заключению компромиссных соглашений между ними по вопросам повышения заработной платы, найма и увольнения.

Временное правительство объявило, что отныне в основу государственного управления будет положено “не насилие и принуждение, а повиновение свободных граждан созданной ими самими власти”. Для этого правительство способствовало возникновению и деятельности организованной общественности. В частности, принятые в апреле 1917г. законы о рабочих комитетах, о свободе собраний и союзов должны были способствовать формированию сознательного, политически самостоятельного рабочего класса, сообразующего свои требования с государственными интересами.

В 1917г. широкая общественность в России была убеждена, что только всероссийское представительное собрание могло адекватно решить вопрос о власти. Однако выбор в Учредительное Собрание задерживались из-за технических трудностей, связанных с отсутствием механизма выборов и органов, способных их провести. Назначенные Временным правительством сроки (17 сентября - выборы, 30 сентября - созыв Учредительного Собрания) представлялись нереальными.

17 марта была опубликована Декларация правительства о его согласии на создание в будущем независимой Польши с включением в её состав германских и австро-венгерских польских земель при условии, что она будет находится в «свободном военном союзе» с Россией. 7 марта Временное правительство восстановило автономию Финляндии, но выступило против её полной самостоятельности. Однако 5 июля сейм Финляндии принял «Закон о власти», который ограничивал компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики. Этот закон был принят в соответствии с резолюцией I Всероссийского съезда Советов, но Временное правительство ответило на него роспуском сейма. В мае – июне велась острая борьба между Российским правительством и Центральной Радой Украины, созданной 4 марта в Киеве представителями Украинской партии социалистов-федералистов, Украинской социал-демократической рабочей партии, Украинской партии социалистов-революционеров и общественных организаций. В первом универсале Центральной Рады от 10 июня, вопреки желанию Временного правительства, была провозглашена автономия Украины. После переговоров министров А. Ф. Керенского, М. И. Терещенко и И. Г. Церетели с Центральной Радой Временное правительство 2 июля 1917 года приняло декларацию, в которой признавалась с некоторыми оговорками автономия Украины.

Существенным изменениям в этот период подверглась структура государственных органов. В первый же месяц после революции была повсеместно ликвидирована полиция, отдельный корпус жандармов, охранные отделения и Особое присутствие Сената.

В марте была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию должностных преступлений представителей чиновничьей аристократии. Скромные итоги деятельности этой комиссии объясняются отсутствием состава преступления в деятельности упомянутых чиновников по существовавшим нормативно- правовым документам.

Определённые изменения произошли и в деятельности органов власти и самоуправления на местах. В первые недели Февральской революции местные государственные учреждения царизма заменили губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Их права первоначально не были регламентированы, и только 25 сентября 1917 года было обнародовано «Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах». Наряду с Советами создавались выборные временные комитеты общественных организаций, в которые входили гласные земских и городских органов самоуправления. Земства были созданы также в ряде окраинных регионов России. Общее руководство всей системой земских учреждений возлагалось на Всероссийский земский союз. Законом от 15 апреля в городах с населением более 150 тыс. человек были учреждены районные органы самоуправления (думы и управы), деятельность которых объединялось советом дум.

Временным правительством было принято постановление "Об учреждении милиции". Уже 28 февраля была упразднена полиция и сформирована народная милиция. 40 тыс. чел. народной милиции охраняли предприятия и городские кварталы вместо 6 тыс. полицейских. Отряды народной милиции были созданы и в других городах. Впоследствии наряду с народной милицией появились и боевые рабочие дружины (Красная гвардия). Согласно принятому постановлению в уже созданные отряды рабочей милиции вводилось единообразие, устанавливались пределы их компетенции.

Одной из сложных проблем, которую пришлось решать Временному правительству и Петроградскому Совету, был вопрос о войне. 14 марта 1917 года Петроградский Совет принял манифест “К народам всего мира”, в котором было заявлено об отказе от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций, но признавалась революционная война с Германией. В обращении Временного правительства к гражданам России от 27 марта отмечалось, что оно будет полностью соблюдать обязательства в отношении союзников, вести оборону от вторгнувшегося в пределы России врага, добиваться прочного мира на основе самоопределения народов.

После свержения самодержавия и установления двоевластия полем противоборства между Временным правительством, с одной стороны, Советами с другой, и поддерживающими их политическими силами встали острейшие проблемы российской действительности - вопросы власти, войны и мира, аграрный, национальный, выхода из экономического кризиса.

Временное правительство заявило о своей приверженности принципам демократии, отменило систему сословий, национальных ограничений и т.д. Однако окончательное решение этих и других жизненно важных вопросов было отложено до созыва Учредительного собрания. Внутриполитический курс Временного правительства оказался противоречивым, непоследовательным. Сохранялись все основные органы центрального и местного управления (министерства, городские думы, земства). В то же время губернаторы заменялись комиссарами Временного правительства, упразднялась царская полиция, создавались новые органы правопорядка - милиция. Была создана Чрезвычайная комиссия для расследования деятельности высших чиновников старого режима. Принятие закона о введение 8-часового рабочего дня откладывалось до окончания войны. В аграрной сфере началась подготовка реформы, однако ее проведение затягивалось. Более того, правительство активно выступало против захвата крестьянами помещичьей земли и использовало войска для подавления их выступлений. Народу предлагалось довести войну до победоносного конца. Генералитет, промышленные круги, интересы которых выражала партия кадетов, вобравшая в себя к этому времени остатки распавшихся праволиберальных и монархических партий, не хотели упускать тех возможных выгод, которые могли получить страны- победительницы. Ожидалось, что победоносное окончание войны снимет многие политические и экономические проблемы. Временное правительство игнорировало тот очевидный факт, что для России военно-политическое напряжение достигло запредельной черты. Все это в совокупности привело Временное правительство к трем кризисам.

Апрельский кризис Временного правительства

18 апреля 1917 г. министр иностранных дел П. Н. Милюков направил ноту союзным державам о всенародном стремлении «довести мировую войну до решительной победы», в связи с чем очередной задачей является «отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей Родины». Информация об этой ноте 20 апреля попала в газеты, что вызвало 100-тысячную антивоенную демонстрацию в Петрограде. Демонстрации и митинги прошли в Москве, Харькове, Нижнем Новгороде и других городах. Главнокомандующий войсками Петрогоадского военного округа генерал Л. Г. Корнилов приказал направить против рабочих артиллерию, но офицеры и солдаты отказались выполнить этот приказ. Исполком Петроградского Совета, стремясь разрядить обстановку, потребовал от Временного правительства разъяснения ноты П. Н. Милюкова. Правительство разъяснило, что под «решительной победой» имеется в виду достижение тех задач, которые поставлены в обращении от 27 марта. Исполком Петросовета, обсудив полученные разъяснения, счел инцидент исчерпанным. Апрельский кризис и требование Г. Е. Львова, А. Ф. Керенского и М. И. Терещенко создать коалиционное правительство привели к отставке П. Н. Милюкова и А. И. Гучкова, которые отвергали идею коалиции. 5 мая 1917 г. было сформировано первое коалиционное правительство, в которое вошли 6 социалистов: А. Ф. Керенский (военный и морской министр), трудовик П. А. Переверзев (министр юстиции), эсер В. М. Чернов (министр земледелия), меньшевик И. Г. Церетели (министр почт и телеграфов), народный социалист А. В. Пешехонов (министр продовольствия). На следующий день новое правительство выступило с декларацией, в которой ставились задачи скорейшего достижения мира без аннексии и контрибуции, налаживания контроля государства над экономикой, а также подготовка аграрной реформы. Но несмотря на усилия Временного правительства, стабилизировать положение в стране не удалось. С мая началось падение производительности труда, а в июне прекратился рост реальной заработной платы рабочих.

Второй, июньский кризис

Внутренняя и внешняя политика 1-го коалиционного правительства (6 мая- 2 июля) вызвали новый взрыв недовольства.

В создавшейся обстановке все большее влияние, особенно в фабзавкомах, профсоюзах и Советах, стали приобретать большевики. Их лозунги, направленные на разжигание классовой ненависти, стали все более импонировать простым массам. Эсеры и меньшевики, стремясь разрядить ситуацию, добились принятия на I Всероссийском съезде Советов резолюции о доверии Временному правительству и запрещении готовившейся большевиками демонстрации 10 июня в знак протеста против решения продолжать войну. ЦК РСДРП был вынужден отменить демонстрацию, но В. И. Ленин на совещании Петербургского комитета партии большевиков четко заявил, что «рабочие должны трезво учесть, что о мирной демонстрации теперь речи быть не может». I Всероссийский съезд Советов, добившись отмены демонстрации большевиков, назначил на 18 июня демонстрацию в поддержку правительства. Однако в шествиях в Петрограде, Риге, Иваново-Вознесенске и других городах основными лозунгами были: «Долой 10 министров-капиталистов!», «Долой войну!», «Вся власть Советам!», «Хлеба, мира, свободы». Но развернув в тот же день наступление на фронте, правительство смогло с помощью национал-патриотов сбить антиправительственную волну. Однако вскоре третий, июльский кризис оно не пережило.

Июльский кризис Временного правительства. Конец двоевластия

Решение Временного правительства о переходе в наступление на фронте, а также его компромиссное соглашение с Центральной Радой, требовавшей широкой автономии для Украины, ухудшение экономического положения вызвали новый политический кризис. Кризис разразился 2 июля выходом из правительства кадетов в знак протеста против уступок украинским «сепаратистам». Чрезвычайную остроту он приобрел 3-4 июля, когда в столице прошла многотысячная вооруженная демонстрация солдат, матросов, рабочих с целью давления на ВЦИК для создания советского правительства. Однако ВЦИК объявил демонстрацию «большевистским заговором» и отклонил требования масс. Главнокомандующий Петроградским военным округом приказал юнкерам и казакам разогнать демонстрантов. С этой же целью с Северного фронта прибыли войска численностью 15-16 тыс. человек. Командующему Балтийским флотом было приказано прислать в столицу боевые корабли, но тот не подчинился приказу.

Члены контрреволюционных организаций («Военной лиги», Комитета борьбы с большевизмом и анархизмом и др.) обстреляли демонстрантов. Было убито 56 и ранено 650 человек. Петроград был объявлен на военном положении. Начались аресты большевиков, разоружение рабочих, расформирования «мятежных» воинских частей. 6 июля Керенский отдал приказ об аресте В. И. Ленина, который успел скрыться. Его обвинили как в организации «вооруженного мятежа», так и в шпионаже в пользу Германии. Одновременно лидеры ВЦИК признали за Временным правительством «неограниченные полномочия и неограниченную власть» Двоевластие закончилось поражением Советов, но правительственный кризис не был разрешен. Он усугубился после полученного 7 июля сообщения о поражении на фронте и отступлении русских войск. Это привело к отставке премьер-министра Г. Е. Львова. Главой правительства стал А. Ф. Керенский. Правительственный кризис завершился созданием второй коалиции, в которой восемь мест было у капиталистов, семь - у социалистов. Вторая коалиция просуществовала немногим более месяца (24 июля 26 августа) Ситуация развивалась в сторону военной диктатуры. Военному министру и министру внутренних дел были предоставлены исключительные полномочия по борьбе с революционным движением. Новый Верховный главнокомандующий генерал Л. Г. Корнилов настаивал на введении смертной казни в тылу (на фронте она была введена 12 июля, чтобы сдержать отступление). Одновременно Главковерх стремился к отмене «Приказа №1», разлагавшего армию.

Выступление генерала Л. Г. Корнилова и общенациональный кризис

Генерал Корнилов, являясь сторонником жесткого курса, совместно с комиссарами Временного правительства при Ставке Б. В. Савинковым и М. М. Филоненко разработал особую записку (доклад) для правительства. В записке требовалось восстановить в полной мере дисциплинарную власть, запретить митинги в армии, распространить смертную казнь на тыловые части, создать для расформирования неповинующихся частей концентрационные лагеря, объявить на военном положении железные дороги, большинство заводов и шахт. Однако Керенский, не отвергая в целом основные положения записки, считал, что проведение их в жизнь вызовет возмущение народа, что еще более усугубит положение правительства.

Сведения о разногласиях между Керенским и Корниловым проникли в прессу. Меньшевики, эсеры и большевики начали кампанию за смещение Верховного Главнокомандующего. Со своей стороны монархисты, кадеты и октябристы выступили в его поддержку. Против Корнилова было использовано и то, что он в преддверии наступления германских войск на Ригу отдал распоряжение о формировании Особой Петроградской армии для защиты Петрограда. С Юго-Западного фронта в район Великие Луки, Невель, Новосокольники перебрасывались 3-й конный корпус генерала А. М. Крымова и Туземная («Дикая») дивизия, а с Северного фронта в район между Выборгом и Белоостровом намечалось перебросить 5-ю Кавказскую дивизию из состава 1-го конного корпуса. 12 августа в Москве открылось Государственное совещание, в котором приняло участие около 2,5 тыс. человек, в том числе 488 депутатов Государственной думы.

Керенский, выступая на совещании, призывал к единству и примирению всех общественных и политических сил, грозя «железом и кровью» раздавить все попытки сопротивления правительству. Генерал Л. Г. Корнилов предупреждал, что если в ближайшее время не будут приняты решительные меры, то фронт рухнет. Генерал А. М. Каледин, П. Н. Милюков, В. В. Шульгин предлагали ликвидировать Советы, общественные организации в армии, вести войну до победного конца. Н. С. Чхеидзе от имени ВЦИК предлагал программу оздоровления страны, сочетавшую комплекс мер государственного контроля в экономике с сохранением основ капиталистического производства. Большевики распространили на совещании декларацию об опасности делу революции со стороны «помещиков и буржуазных партий». После совещания А. Ф. Керенский, осознав явное усиление правых сил, поддерживавших генерала Корнилова, сообщил ему о своем принципиальном согласии с содержанием особой записки и поручил подготовить соответствующие законопроекты. При посредничестве Савинкова была достигнута договоренность о выделении Петрограда и его окрестностей из пределов Петроградского военного округа, который был подчинен Ставке. 19 августа германские войска нанесли поражение 12-й армии Северного фронта и на следующий день овладели Ригой, создав угрозу продвижения к Петрограду. В этой связи усилились обвинения в адрес Ставки и Корнилова в «предательстве» и «терроризировании Временного правительства», чтобы, как писали «Известия», заставить его принять меры «против революционной демократии». В то же время резкая критика в адрес правительства и твердая поддержка Корнилова прозвучали со стороны Главного комитета офицерского союза, Совета союза казачьих войск, Союза георгиевских кавалеров и др.

Большевики на VI съезде (26 июля - 3 августа) взяли курс на вооруженное восстание. Причем оно намечалось не позже сентября-октября. Савинков на встрече с Корниловым заявил, что 28-29 августа в Петрограде ожидается серьезное выступление большевиков. Поэтому он попросил отдать распоряжение о том, чтобы 3-й конный корпус был подтянут ближе к Петрограду. 26 августа Савинков пытался убедить Керенского подписать законопроект, подготовленный на основе записок Корнилова, а последнего подчиниться правительству. Верховный Главнокомандующий сообщил Б. В. Савинкову, что 3-й конный корпус сосредоточится в окрестностях Петрограда к вечеру 28 августа и просил объявить Петроград на военном положении 29 августа. Бывший обер-прокурор Синода В. Н. Львов, выступив посредником между главой правительства и Верховным Главнокомандующим, передал А. Ф. Керенскому просьбу Корнилова в таком изложении: объявить Петроград на военном положении, передать всю власть Верховному Главнокомандующему, отправить в отставку всех министров. В ответ Керенский отказался от дальнейших переговоров, а утром 27 августа отправил в Ставку телеграмму с предписанием Корнилову сдать должность генералу А. С. Лукомскому и прибыть в Петроград. Корнилов не подчинился и утром 28 августа передал по радио заявление, в котором обвинил Временное правительство в действиях «в полном согласии с планами германского генерального штаба», призвал всех русских людей «к спасению умирающей Родины», поклялся, что доведет народ «путем победы над врагом» до Учредительного собрания.

Когда все это стало известно Временному правительству, оно объявило генерала мятежником. Войсковые комитеты Западного фронта блокировали Ставку, а Юго-Западного фронта произвели аресты высших начальников. ЦК РСДРП призвал рабочих и солдат Петрограда на защиту революции. На пути движения 3-го конного корпуса строились заграждения, разбирались рельсы. На вооружение трудового Петрограда было передано из арсенала более 20 тыс. винтовок, что позднее сыграло решающую роль в организации Октябрьского вооруженного восстания. К 30 августа корниловские части были остановлены, в них началось разложение. 1 сентября Временное правительство арестовало Корнилова. Верховным Главнокомандующим был назначен А. Ф. Керенский, одновременно он возглавил Совет пяти (Директорию), которому Временное правительство передало власть. Попытка правого государственного переворота оказалась неудачной. В результате еще более окрепли левые силы, составив новую реальную опасность для Временного правительства. 1 сентября Россия была провозглашена Российской Республикой, но это не смогло изменить дальнейший ход революции.

Общенациональный кризис – причина Октябрьской революции

Основной особенностью исторического развития России весной-осенью 1917 г. было нарастание общенационального кризиса. Он проявился в обострении экономического кризиса, локаутах промышленников, росте стачечного движения, погромах в деревне, волнениях в армии, усилении национального и регионального сепаратизма.

Экономическое положение России за 1917 г. резко ухудшилось. Разруха, начатая в 1915 г, распространилась на все отрасли и сферы народного хозяйства, приобрела всероссийский характер, дезорганизовала экономическую жизнь страны. Валовая продукция фабрично-заводской промышленности за 1917 г. сократилась на 36,4% по сравнению с 1916 г. С 1 марта по 1 октября 1917 г. было закрыто 799 предприятий: фабрик, заводов, шахт, рудников. Многие из них были закрыты промышленниками для борьбы с рабочими. Капитал использовал локауты для политического наступления на труд. Топливный голод привел в расстройство железнодорожный транспорт. К октябрю 1917 г. железнодорожное движение на наиболее важных направлениях (Петроград, Москва) было почти парализовано. Хозяйственная разруха проявилась в разрыве экономических связей между городом и деревней. Почти прекратились поставки промышленных изделий в деревню. Деревня бойкотировала город.

Валовой сбор зерна в 1917 г. составил 3,5 млрд. пудов против 3,6 в 1916 г. и 4 млрд. в довоенный период. Активное печатание бумажных денег, не имевших товарного покрытия, подорвало покупательную способность рубля: перед Февральской революцией она была равна 27 копейкам, перед Октябрьской - 6-7 копейкам. Реальная зарплата рабочих к октябрю упала до 40-50% от довоенного уровня. Для защиты своих экономических интересов рабочие снова втягивались в стачечное движение, которое весной 1917 г. практически было свернуто. В сентябре-октябре в стачках участвовало около 2,4 млн. человек. Часто рабочие забастовки носили политический характер. Этому способствовали большевики, стремившиеся направить недовольство рабочих в антиправительственное русло. Росло крестьянское движение за раздел земли и отмену частной собственности. За сентябрь-октябрь только в 26 губерниях Европейской России произошло свыше 3500 крестьянских выступлений. Многие выступления были направлены против сельских торговцев, но большинство - против помещиков: делили и запахивали землю, резали и угоняли скот, громили и жгли усадьбы, ломали и захватывали орудия, расхищали и уничтожали продовольственные запасы, рубили леса и сады, иногда убивали. Против крестьянских «бунтов» правительство направляло карательные экспедиции. Но для повсеместного подавления выступлений у правительства не хватало войск, хотя они и были усилены сельской милицией.

На почве голода часто происходили и солдатские волнения. Большую известность получил бунт солдат ташкентского гарнизона (12-24 сентября 1917г.)

Некоторые города осенью 1917 г. уже находились во власти Советов. На фронте, в действующей армии солдаты требовали устранить высший командный состав, замешанный в корниловском выступлении, наладить продовольственное снабжение. Главным же стало требование мира. В сентябре пала Рига, немцы захватили Рижский залив. Под угрозой оказался Петроград. Руководство страны обсуждало план перевода столицы в Москву; противники правительства заговорили об измене, планах сдачи революционной столицы немцам, ускорили подготовку к свержению правительства.



Года к власти пришло Временное правительство, которое просуществовало с начала марта по конец октября. В первое время новый орган власти пользовался очень высоким доверием и авторитетом среди населения и политических партий (кроме большевистской). Однако самый главный, аграрный, вопрос Временное правительство так и не решило, из-за чего потеряло поддержку, и было свергнуто довольно легко.

Земельный удел

Для решения вопроса с землей при правительстве был создан Главный земельный комитет, большая часть работы которого выстраивалась на партийных программах кадетов. Комитет декларировал реформу, которая была направлена на передачу крестьянам сельскохозяйственных земель в пользование. По умолчанию предполагалось, что условиями передачи может стать либо конфискация, либо отчуждение. Последнее вызывало главные споры: отчуждать с выкупом или без него. При очевидности разногласия, тем не менее представители власти так и не обсудили на официальном уровне эту проблему.

Почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса?

Объяснение кроется в страхе властей потрясти основы Поэтому принимать серьезные меры, которые бы в любом случае нарушали права землевладельцев, никто не решался. Не стоит забывать, что Россия на тот момент была активной участницей Первой мировой войны. Огромная часть офицерства так или иначе владела крупными земельными наделами. Потревожить тех, кто руководил армией, не рисковали: это могло обернуться плачевными последствиями.

В то же время имитация решения все же предпринималась. Так, было выпущено два постановления. Согласно первому («Об охране посевов»), землевладельцы обязывались сдавать в аренду незанятые участки тем, кто намеревался их засевать. Вторым предусматривалось создание земельных комитетов, главной функцией которых была подготовка к аграрной реформе. Они были созданы в 30 % губерний Наличие последних не очень устраивало правительство. Однако понимание все нарастающей гражданской позиции в среде крестьян заставляло идти на уступки, при этом власть надеялась, что удастся использовать их в своих целях. Непосредственно внедрение самой реформы без конца откладывалось. Эту функцию стремились переложить на которое никак не могли созвать.

Крестьянская разноголосица

Большевики называли свои причины, почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса, и умело использовали их, подогревая и без того пожароопасную ситуацию. Страну стали сотрясать стихийные митинги крестьян, которые требовали законов, которые обеспечили бы им земельные права. Постановления правительства трактовались очень широко, настолько, что дело доходило до простого отъема земель и их дележа между крестьянами. Последние требовали общинного землепользования, при котором не было бы единоличников.

Инфантильность власти в решении этого вопроса привела к тому, что осенью началась натуральная социализация земли - отъем наделов у помещиков. Первое Временное правительство не смогло справиться с нарастающим как снежный ком процессом передела. Именно в этих обстоятельствах как нельзя кстати пришлись лозунги большевиков. Специалисты, анализируя причины, почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса, сходятся во мнении, что все сводилось не только к страху потерять контроль, но присутствовал еще и собственный «шкурный» интерес.

ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД ВТОРОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Вопрос о войне и мире для Временного Правительства, начавшего свою работу 2-го и 3 марта под руководством князя Г.Е. Львова, являлся самым трудным. Предстояло подготовить первое воззвание Временного Правительства ко всей стране, излагающее смысл происшедших исторических событий, а также политическую программу.

Временное Правительство и некоторые депутаты Государственной Думы 7 марта приняли решение лишить Николая II и императрицу Александру Федоровну свободы и перевести их в Царское Село. В дальнейшем обсуждался вопрос о выезде царской семьи в Англию, т.к. Временное Правительство волновала близость к Петербургу не в смысле возможной реставрации монархии, а в смысле ее безопасности (самосуда или кровавой расправы). Царь с самого начала войны и до катастрофы, постигшей его в первых числах марта 1917 года, абсолютно не отдавал себе отчет о развивающихся событиях. Постепенно выяснялось, что безумие нашей внутренней политики, тот дух безответственного авантюризма, полного пренебрежения к интересам родины, которым веяло вокруг трона, вполне отчужденного от всей страны, занятого слабым, ничтожным, двуличным человеком, - все это должно было привести либо к необходимости заключения сепаратного мира, либо к перевороту. Вокруг царя образовался вакуум. Его все предали. «Свита делает короля», но эта свита назначалась по принципу не компетентности, а личной преданности. И в критической ситуации она оказалась не способной его защитить.

Ф.Ф. Кокошкин в своей речи о республике и монархии выразил сложившееся к тому времени русское общественное мнение следующим образом: - нельзя одновременно быть с царем и быть с Россией, - что означало - быть с царем, значит быть против России. В последствии, во время премьерства А.Ф. Керенского, было принято решение перевести царскую семью в Тобольск. Воззвание к армии и народу вышло только 10 марта. В конце марта опубликовали декларацию Временного правительства о задачах войны.

Вся работа Временного Правительства находилась под постоянным контролем со стороны совета рабочих депутатов, что видимо объясняет в какой - то мере его пассивность, обреченность, дряблость и равнодушие.

В высших военных сферах такое положение также вызывало недовольство. Есть свидетельства А.И. Деникина, А.Ф. Керенского о готовящемся в конце 1916 года заговоре с участием генералов В.М. Алексеева, А.А. Брусилова, Н.В. Рузского, членов IV Государственной думы Г.Е. Львова, А.И. Гучкова и других с целью устранения влияния императрицы Александры Федоровны и Григория Распутина на принимаемые царем решения. План предполагал отрешение Николая от власти в пользу малолетнего сына Алексея при регентстве Великого князя Михаила Александровича. Но на совещании Временного Правительства и Временного Комитета Государственной Думы великий князь отказался от «навязанного» ему наследия. Государственный Совет прекратил свою деятельность до созыва Учредительного Собрания. Временное Правительство его не упразднило. Но было не понятно, состоится ли Учредительное Собрание?

Великий князь Николай Николаевич, генералы А.Е. Эверт, А.А. Брусилов, В.В. Сахаров, Н.В. Рузский, адмирал А.И. Непенин согласились с этим отречением. Они не защитили царя, так как были недовольны отстранением Великого князя Николая Николаевича от руководства вооруженными силами. Адмирал А.В. Колчак не дал прямого ответа, но не возражал против развития ситуации. Царь, взяв на себя руководство армией, не проявлял активности и решительности.

Февральская революция вызвала некоторую растерянность у нового руководства. П.Н. Милюков - лидер революции, поделился с Морисом Палеологом, послом Франции в России (1914-1917 гг.): «Мы не хотели этой революции перед лицом неприятеля, я даже не предвидел ее: она произошла без нас, по вине, по преступной вине императорского режима. Все дело в том, чтобы спасти Россию, продолжая войну до конца, до победы» .

Для совместной работы Временного Правительства и Комитетом совета рабочих и солдатских депутатов 10 марта образовали Контактную Комиссию. На первом съезде делегатов советов рабочих и солдатских депутатов 29 марта предлагалось ввести во все ведомства комиссаров советов «для неусыпного надзора за всей деятельностью Временного Правительства» .

В середине сентября 1917 года в трех организованных А.Ф. Керенским совещаниях с представителями политических партий был образован Комитет и учрежден Совет Российской республики.

У Временного Правительства сложилась мистическая вера в то, что все образуется само собой. В результате сложилась угроза военного переворота в конце августа, когда генерал Корнилов подошел к Петербургу. Совет выступал за мир без аннексий и контрибуций, а буржуазия, в свою очередь, настаивала на продолжении «войны до победного конца». Исполком Совета рабочих и солдатских депутатов 14 марта опубликовал воззвание к народам всего мира, противоположное воззванию Временного правительства.

Именно революция февраля 1917 года привела к Гражданской войне по целому ряду причин, среди которых особое место занимал именно аграрный вопрос. Встала проблема, как дать землю крестьянам и, в тоже время, не затронуть интересы помещиков. Министры военного правительства, с одной стороны, не хотели обидеть помещиков, с другой - в солдатских шинелях находились крестьяне и рабочие, наиболее заинтересованные в быстрейшем разрешении земельного вопроса.

Примечания :
Октябрьское вооруженное восстание 1917 года в Петрограде. КН.1; на пути к социалистической революции. Двоевластие. Л., 1967.
Большевизация Петроградского гарнизона: Cб. Материалов и документов.Л.1932.С.6.
История Гражданской войны в СССР. М.1938.Т.1,С.1354.
Партия большевиков в годы мировой империалистической войны. Вторая революция в России. М., 1996. с.117.
Военная организация российского пролетариата и опыт его вооруженной борьбы 1903-1917тгг. С.179.
Троцкий Л.Д. Моя жизнь. М.,2001.С.323-324.
Мэсси. Р. Николай II и Александра. М.1990.С.342.
Там же. С.343.
К. Маркс и Ф. Энгельс. сочинения. 2-е зд.Т.27.С.316).
Архив Русской революции. В 22 т. Т.1-2. – М.: «Терра»: Политиздат, 1991. с.62.

Литература :
1. Архив Русской революции. В 22 т. Т.1-2. – М.: «Терра»: Политиздат, 1991. с.62. / Archive of the Russian revolution. In 22 parts. Part1-2. – M.: “Terra”: Politizdat, 1991. page 62.
2. Падение царского режима. Стенографический отчет допросов и показаний, данных в 1917 году Чрезвычайной следственной комиссии временного правительства. Л., 1926.Т.1.С.220. / Fall of the imperial regime. The verbatim record of interrogations and the evidences given in 1917 to Extraordinary commission of inquiry of provisional government. L., 1926.P.1.C. 220.
3. Большевизация Петроградского гарнизона: Cб. Материалов и документов. Л. 1932. С.6. / Bolshevization of the Petrograd garrison: Collection of Materials and documents. L. 1932. Page 6.
4. Октябрьское вооруженное восстание 1917 года в Петрограде. КН.1; на пути к социалистической революции. Двоевластие. Л., 1967. / October armed revolt of 1917 in Petrograd. Book 1; on the way to socialist revolution. Diarchy. L., 1967.
5. Алексеев М. Военная разведка России. Первая мировая война. М., Кн.3. Т2. 2011. С.343. / Alekseev M. Military intelligence of Russia. World War I. M, Book 3. P2. 2011. Page 343.
6. История Гражданской войны в СССР. М.1938.Т.1,С.1354. / History of Civil war in the USSR. M.1938.P.1,p. 1354.
7. Военная организация российского пролетариата и опыт его вооруженной борьбы 1903-1917 гг. С.179. Military organization of the Russian proletariat and experience of his armed struggle of 1903-1917. Page 179.
8. Партия большевиков в годы мировой империалистической войны. Вторая революция в России. М., 1996. с.117 / Bolshevik party in the years of world imperialistic war. The second revolution in Russia. M, 1996. page 117
9. История коммунистической партии советского союза. М. 1966. Т.2. С.551. / History of the Communist Party of the Soviet Union. M. 1966. P.2. Page 551
10. Бурджалов Э.Н. Вторая русская революция. Восстание в Петрограде. М., 1967.С.202 / Burdzhalov E. N. Second Russian revolution. A revolt in Petrograd. M, 1967.P. 202
11. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. М., 2001. С.323-324. / Trotsky L. D. My life. M., 2001. Page 323-324.
12. Мэсси. Р. Николай II и Александра. М. 1990. С.342. / Messi R. Nikolay II and Aleksandra. M. 1990, P.342
13. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т.27. С.316. / K. Marx and F. Engels. Compositions. The 2nd edition. P.27. Page 316.
14. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1923. С.422. / Paleolog M. Imperial Russia on the eve of the revolution. M, 1923. Page 422.
15. Февральская и октябрьская революции в России. alpan365.ru biblioteka/istoriya-rossii-s…glava-31/ / The February and October revolutions in Russia. alpan365.ru biblioteka/istoriya-rossii-s…glava-31/

, доктор исторических наук, профессор. Профессор Департамента политологии Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Anatoly M. Yastremskiy. Doctor of History, Professor). Специально для сайт

Анатолий Стреляный: Очередная передача к 80-летию Октябрьской революции. Вниманию наших экспертов-историков предложено четыре вопроса. Один важнее другого. Могло ли Временное правительство, ставшее к лету 1917 года вполне левым, решить вопросы о мире и земле? Почему так быстро росло влияние большевиков на массы? В связи с этим, почему Временное правительство не подавило их, не сделало того, что так настойчиво советовала Керенскому "бабушка русской революции" - Брешко-Брешковская? "Саша"- говорила она ему, по свидетельству писателя Романа Гуля - "посади Ленина с его бандитами на баржу и утопи в Финском заливе". Гуль общался с Керенским в Америке. И, наконец, почему Временное правительство отложило выборы в Учредительное собрание?

Чешский историк Иван Савицкий начинает обсуждение первого вопроса.

Могло ли Временное правительство, ставшее к лету 1917 года вполне или достаточно левым, решить вопросы о мире и земле, чтобы выбить почву из-под ног большевиков, это имеется ввиду.

Иван Савицкий: По-моему, абсолютно не могло. Уже в силу того, что за этот короткий срок, десяти месяцев неполных, существование этого Временного правительства, оно несколько раз менялось в составе, были какие-то коалиционные переговоры, в которых было невозможно решить такие кардинальные вопросы, по которым люди диаметрально расходились. Например, для большинства интеллигенции война была делом чести, национальной гордости. Ведь это было связано с антинемецкими настроениями, с антицарскими настроениями. Это все не позволяло договориться. Второй вопрос, который тоже имеет очень большое значение, это увлечение правовым государством. Большинство даже считало, что нужно сначала подготовить правовую почву, для того чтобы уже осуществлять реформы. Но даже теперь, скажем, во время приватизации, мы знаем, что если как следует выработать все нормы о приватизации и.т.д., то приватизация вообще никогда не произойдет. Потому что этих норм столько, что это невозможно, т.е. приходится в эти переходные периоды на время отступать от жестких требований к правовому государству. И это мешало, по-моему, не допускало того, чтобы Временное правительство решило эти два вопроса.

Российский историк Ольга Шашкова: Вспомним, что всего лишь несколько месяцев назад Февральская революция прошла под знаменами: "Хлеба! Долой войну! Долой самодержавие!". Проходит всего несколько недель, и вся страна, воодушевленная падением царизма, поднялась в едином, чисто эмоциональном порыве, войны до победного. Проходит множество крестьянских собраний, съездов, они буквально засыпают Петроград своими резолюциями. Война до победы. А съезд военных и рабочих депутатов армии и тыла Западного фронта, середина апреля, тысяча двести делегатов собралось, принят призыв Церетели о невозможности сепаратного мира. Но к новым окопным стояниям страна была не готова. И первый раз Временное правительство почувствовало это в конце апреля, когда в ответ на так называемую оборонческую ноту "бога бестактности" - Павла Милюкова - на улицы "северной столицы" вышли тысячи жителей города. Ну а дальнейшая цепь неудач - июньское наступление, июльское поражение под Двинском, тем более сдача 21-го августа Риги - подтвердили, что линия народной гордости Александра Керенского (так он сам называл войну до победы) провалилась. И это притом, что Временное правительство всерьез собиралось передать в руки Учредительному собранию страну победившей демократии. Правительство утихомиривало народное море в тылу. Чем? Проектами реформ, которые должно было принять Учредительное собрание. Ну, конечно, среди них ведущее место занимала реформа земельная. Чего проще, взять и отдать всю землю тем, кто ее обрабатывает. Так, между прочим, и было решено еще в конце марта 1917 года, когда Временное правительство опубликовало декрет о будущей земельной реформе. Вопрос в правительстве первого состава был отдан тогда на откуп кадетам (министр Шингарев), но затем им стали заниматься эсеры, сначала Чернов, затем Маслов. Местное самоуправление, по их мысли, сорганизованное на основе почти что восставших из руин общины, брало всю землю в свои руки и безвозмездно, но не в собственность, выделяло ее тем крестьянам, которые сами на ней работали, причем столько, сколько могли обработать. Дважды эсеры выдвигали свои проекты во Временное правительство, но, получив ряд замечаний, откладывали их на будущее. А тем временем на местах шел во всю захват земель.

Американский историк Александр Рабинович: Эти проблемы были очень сложными. В то время, союзники оказывали на Керенского давление, настаивая на том, чтобы Россия продолжала войну, и это еще более затрудняло решение проблем мира и земли. Но если посмотреть, что произошло после октября 1917 года, то станет ясно, насколько тяжело было решить эти две проблемы демократическим путем, а именно такого решения хотел Керенский. Кроме того, существовала своего рода договоренность между либералами и умеренными социалистами, предусматривавшая, что решение самой важной задачи - осуществление экономических перемен - будет отложено до начала работы Учредительного собрания.

Очень легко задним числом оценивать политические события и выдвигать альтернативные решения, которые якобы могли сработать. Но в ретроспективе, анализируя положение после Октябрьской революции, можно сказать, что была возможность провести земельную реформу. Пусть не совсем справедливую, элегантную, поэтапную реформу, но она была возможной, и можно было бы воспрепятствовать Октябрьской революции. Но в то же время, глядя назад, мы видим и то, что для политических лидеров того времени эта проблема была почти неразрешимой. Поскольку главное внимание кадеты уделяли уже указанным мной ранее трем вопросам. Речь идет о помощи союзникам в военных усилиях, об отсрочке выборов в Учредительное собрание и об отсрочке проведения земельной реформы до созыва этого собрания.

Российский историк Валентин Шалохаев: Я хотел бы предварительно привести некоторые данные, которые корректируют существующее в публицистике представление, что коалиционное правительства - первое и последующее - были социалистическими. Известно, что коалиционный состав правительства (первого) был сформирован 5-го мая, характерно, что его возглавлял тот же Львов. В составе это правительства было пять министров-"не социалистов"; считается, четыре кадета и шесть министров-социалистов. Если суммировать, то соотношение будет принципиально иным. Большинство из них, в том числе и социалисты, считали, что нужно ориентироваться на длительный этап эволюционных капиталистических преобразований. Эти преобразования должны проходить на законной основе. Временное коалиционное правительство, оно занималось активно разработкой земельных проектов, других вопросов, экономических и национальных. Здесь их обвинять не приходится, что они ничего не делали. Что касается вопроса второго - о мире, то социалисты (которые входили в состав коалиционного правительства) были "оборонцами", поэтому вопрос о мире во чтобы то ни стало, мгновенно, они так не ставили. Давайте себе на минуту представим, что Временное правительство любого состава, ну, декретом решает вопрос о земле. Это - открыть фронт, т.е. солдаты, узнав о том что, начинается решение вопросов о земле в их деревнях, они покинули бы фронт, а открыть фронт - это дать возможность неприятелю свободно маршировать уже к центру России, в том числе и к Петрограду, или, может, даже к Москве.

Анатолий Стреляный: Российские и западные историки отвечали на вопрос: Могло ли Временное правительство решить вопросы о мире и земле, чтобы выбить почву из-под ног большевиков? Все участники обсуждения отдают должное тому достоинству Временного правительства, продолжением которого был недостаток, обернувшийся катастрофой. Все члены этого правительства истово хотели все делать по закону, по букве и по совести, по демократической совести. И очень любили соблюдать все процедуры, придерживаться солидного демократического порядка в принятии всех решений. Хотя более опытные и решительные, более прозорливые люди, просто люди чувствующие, что сидят на вулкане, могли бы, как кажется, многое сделать.

Второй вопрос. Почему так быстро росло влияние большевиков на массы в 1917 году?

Чешский историк Иван Савицкий: Нужно говорить о том, где этот взлет, где этот подъем. Но, конечно, во всех революциях, я не знаю, начиная, там, с Кромвеля или с Великой Французской, ну, Париж решает, а не Франция. А тут решал Петербург, решала Москва. Ну а там большевикам удалось добиться очень быстрого как бы подъема своей популярности, и я думаю, что это связано с тем предыдущим вопросом, что они четко шли, они ставили и отвечали совершенно четко на вопросы. Эти коалиции все, но и отдельные партии в этих коалициях, все время мямлили, все время оговаривали, а тогда уже люди устали. Они хотели, чтобы им сказали совершенно четко и ясно, что вот будет так, землю поделим, мир заключим, просто четкость нужна была. Нужна была достаточная четкость в некоторых вопросах, например, эсеры, то, что эсеры делали в вопросе о земле, хотя они "вся земля народу", это хорошо, а как народ ее должен получить, это второй вопрос. Это все, конечно, снижало их популярность, и в конце концов, как констатировал, скажем, Чернов, на последнем съезде, состоявшемся еще в России, эсеровской партии, она пришла к моменту Октябрьской революции, как "развалившееся храмина". Ну а это был самый сильный конкурент большевиков. Вероятно, зависит от понимания, а Ленин был очень хорошим социологом, от понимания социологических закономерностей революции. Закономерностей, которые большинство всех составов Временного правительства абсолютно не учитывало. Они считали, что сидят в каком-то парламенте, предпарламенте, демократическом совещании и обсуждают на долгие годы вперед программу медленных реформ, а это было абсолютно не так.

Российский историк Ольга Шашкова: Итак, лето 1917 года - переломный момент. Что случилось? Формально случилось то, что большевики, численность которых в феврале 1917 года около 3-х тысяч, в апреле - 15-16 тысяч, начали стремительно набирать политический вес. К лету их партия почти насчитывала уже почти 32 тысячи. В общем-то, это не много, если сравнивать, например, с миллионной эсеровской партией или меньшевиками, почти 200 тысяч, или с кадетами - около 100 тысяч в этой партии было членов, но именно большевики были тогда единственной партией, которая росла и набирала новых членов. Уже к октябрю 1917 года в большевиках числилось почти 350 тысяч человек, а это, между прочим, говорит об особых свойствах идей. В апреле они всем казались абсурдом, еще бы, носителей этих идей доставили в пломбированном вагоне. В стране, которая не хотела воевать, но всеми силами противилась сепаратному миру, это вызвало просто море негодования. Да, были многие доказательства, некоторые документы, но, на мой взгляд, Ленин в данной ситуации скорее сыграл роль "нечистоплотного заемщика", который, беря через посредников деньги на определенные цели, имел совершенно иные планы. Владимир Львович Бурцев, известный следопыт, разоблачивший Азефа и ряд других провокаторов, немало покопался и в большевистском белье. Не называя Ленина шпионом, он доказал что его методы и планы полностью вписывались в планы немецкого Генштаба. Любопытная деталь, первым, кого большевики 25-го октября посадили в Петропавловскую крепость, был именно Бурцев. Продержав его там почти пять месяцев, аккурат до Брестского мира с немцами, выпустили, не предъявив никакого обвинения.

Американский историк Александр Рабинович: Я не могу согласиться с тем, что влияние большевиков летом 1917 года так уж существенно уменьшилось. Сразу после июльских беспорядков приостановился рост членства большевистской партии. Многие большевики были арестованы. Волна сторонников радикально-левых, которая до июля была на подъеме, несколько спала, но мне думается, что значение этих данных в чем-то преувеличивается. После июля экономические условия рабочих ничуть не улучшились. В области проведения земельной реформы никакого прогресса не наступило. Участие России в войне продолжалось. Летнее наступление на фронте, предпринятое по приказу Керенского, завершилось не просто провалом, но и гибелью десятков тысяч солдат, а это привело к активизации противников войны и стимулировало корниловский мятеж. Провал попытки путча сыграл на руку большевикам, подтвердив обоснованность их предупреждения о возможном сопротивлении контрреволюции. Это привело к расширению поддержки не столько большевиков, сколько большевистской программы, одним из главных пунктов которой был созыв Учредительного собрания. Мир, земля - это лозунги понятные каждому. В то время даже осуществление лозунга "Рабочий контроль" не означало, что рабочие будут управлять предприятиями, а предполагало, что на этих предприятиях будут созданы влиятельные комитеты, занимающиеся условиями труда и оплаты.

Российский историк Валентин Шалохаев: Давайте мы вспомним на минуточку, что происходило в период с апреля до июльских событий 1917-го года. Это рост дороговизны, инфляция, рост безработицы, обострение проблемы с беженцами, и вот это в своей совокупности создавало объективные условия для обострения политической ситуации в России. И этими объективными условиями, конечно, левые радикалы оперативно пользовались. Росло влияние не только большевиков, но росло влияние левых эсеров, меньшевиков-интернационалистов и анархистов, потому что мы должны отказаться от бытующей иллюзии, что большевики совершали Октябрьский переворот. Они это делали вкупе с другими леворадикальными социалистическими партиями. Сложился стереотип, от которого мы никак не можем избавиться. Стереотип, навеянный "кратким курсом", что победу одержали большевики. Мы этот стереотип до сих пор повторяем, но в реальной действительности помимо большевиков в событиях участвовали представители других радикальных левых партий, и они также принимали участие в июльских событиях 1917 года и в последующих событиях осени 1917 года. Маргинальные элементы принимают участие, причем активное, в самых экстремальных ситуациях. Для маргиналов экстремальная ситуация, можно сказать, это тот "бульон", в котором они себя прекрасно чувствуют. Правая часть общества, конечно, была не довольна Временным правительством любого состава, не в меньшей мере, чем левая маргинальная часть. Левые маргиналы начали поддерживать социалистов-радикалов.

Анатолий Стреляный: Большевики (как бы они не назывались в разных странах) всегда и всюду усиливались не только недовольными и доверчивыми людьми, но и отбросами общества, иногда и в первую очередь отбросами. Мало кто знает, что к большевикам с мая 1917 года начали перебегать черносотенцы, погромщики. Черносотенство - это грубый, невежественный, показной русский патриотизм, от слов "черная сотня", так называли объединения самых темных, наиболее враждебно настроенных к демократии людей, для которых любить Россию означало ненавидеть инородцев. С тех пор не раз представлялся случай убедиться, что родство большевизма и черносотенства, впервые проявившееся в 1917 году, не было случайным. Нынешняя Компартия России и черносотенцы разных оттенков даже организационно не чужды друг другу.

Русский писатель Роман Гуль, живший в Соединенных Штатах Америки, встречался там с Александром Керенским и другими деятелями Февральской революции. В одной из своих книг он приводит совет, который давала Керенскому "бабушка русской революции" - легендарная Брешко-Брешковская. "Саша, - говорила она ему, - посади Ленина с его бандитами на баржу, вывези в Финский залив и утопи их там". Гуль замечает, что это было бы истинно государственное решение.

Почему же Временное правительство не приняло тех мер против большевиков, которых они вполне заслуживали, что было ясно уже тогда трезво мыслящим людям?

Чешский историк Иван Савицкий: Во-первых, вопрос стоит в том, какие силы у Временного правительства были? Силы Временного правительства, в основном у диктатора Керенского, у него никаких сил, я не знаю, женский батальон может быть, под его командованием. Остальные же силы были в руках у генералов, у определенного военного руководства, и решали эти левые представители во Временном правительстве разного состава, не то что подавить большевиков или не подавить, а подавить с кем? Тут нужно было выбирать: или придет диктатор, я не знаю, Корнилов, или как произошло в Сибири, с Колчаком. Левые как бы Колчака назначили на свою оборону, но он очень скоро взял власть полностью в свои руки. Так что тут стоял вопрос не подавить большевиков или не подавить, а кто их подавит, чтобы их самих при этом не убрали? Вот поэтому я думаю, что Керенский никогда не мог решиться на это действие, потому что реальных сил (и это потом в Гражданскую войну опять обнаружилось), реальных сил вот у этих демократических группировок в армии среди руководства, среди начальников армейских, у них не было, не было опоры. Они поэтому все время боялись больше то правых, то левых; то большевиков, то правых генералов, которые восстановят монархию, а потом поступят с ними так, как бабушка Брешко-Брешковская предлагала поступить с Лениным. Керенского ведь очень ненавидели в офицерских кругах, очень. Уже к середине 1917 года к нему была жуткая ненависть, а в эмиграции он и потом должен был и скрываться прямо, потому что он боялся, что если его не убьют, то основательно прибьют.

Российский историк Ольга Шашкова: Все факты сношения Ленина через многочисленных посредников с немцами не были тогда тайной. Добавим к этому пораженчество, едва ли не впервые озвученное в русской истории. Все склонялось к тому, что Временному правительству не было и никакой нужды бороться с большевиками, они вроде сами себя разоблачили. Именно поэтому время для борьбы с большевизмом было упущено. История распорядилась так, что именно Временное правительство выкопало само себе могилу. Здесь вступили в действие уже законы толпы, а точнее какой-то парапсихологии.

В конце мая 1917 года председатель первой коалиции князь Георгий Львов говорил: "Мы обречены. Щепки, которые несет поток". И этот "поток" вынес к Первому Всероссийскому съезду Советов. И вот вам очередная аберрация, очередной парадокс. Из более тысячи делегатов, сто пять большевиков. Казалось бы, ничтожное количество, а всего через две недели, 18 июня, уже после того, кстати, как Милюков впервые заявил о необходимости ареста Ленина, организованные по инициативе этого же Первого съезда демонстрации рабочих Петрограда несли большевистские лозунги. Большие демонстрации в те июньские дни состоялись в Москве, ряде других городов России. А в стране между тем начались муниципальные выборы, причем по партийным спискам. И либеральные партии начали стремительно терять свой вес. Решив попугать социалистов, кадеты 2-го июля выходят из коалиции, формально они заявили, что не согласны с предоставлением автономии Украине, которую та получила до Учредительного собрания. И вот в этой обстановке 3 июля началась новая волна демонстраций. И вечером на улицы вышел Первый пулеметный полк, в котором хорошо и долго работали большевистские агитаторы. Большевики, естественно, тут же использовали обстановку и накалили ее до предела. Говорить о том, что у них был особый план, вряд ли правомерно, но они были великие импровизаторы. В те дни, по сути, произошла первая репетиция Октябрьского восстания, но силы большевиков еще были слабые. Ведомые каким-то большевистским полководцем колонны часто разбегались от одного случайного выстрела, но в то же время удавалось захватывать дома и даже целые типографии, устраивать погромы. Конечно, действовали в те дни не только большевики, но и анархисты, максималисты, да просто темные элементы. Добавим, кстати, что в те дни в Петроград прибыло почти десять тысяч матросов из Кронштадта, а это было место, куда со всего Российского флота высылались наказанные в дисциплинарном порядке матросы. Итак, лавина начала свое движение, но остановлено оно было самым нелепым образом, новой коалицией с кадетами, без которых Керенский не мог жить. Причем в этом правительстве третьего состава восемь портфелей получили представители либеральных партий. И тот факт, что новый кабинет возглавил социалист Керенский, положение, скорее, не спас, а усугубил. У него вместо проблем с армией и флотом, появилась новая забота, как всех перемирить. Ленин с 5 июля уже был в подполье, через пару дней был объявлен в розыск. И в это же самое время (с 26 июля по 3 августа) в Петрограде хотя и с некоторой опаской, но открыто проходит Шестой съезд Большевистской партии. Именно там был взят курс на свержение правительства и снят лозунг "Вся власть Советам". После этого возникает вопрос, где же логика в действиях Временного правительства?

Американский историк Александр Рабинович: Сразу же после корниловского мятежа, влияние большевиков возросло, я уже говорил об этом. Это же относится к левому крылу партии эсеров и левому крылу меньшевиков. Все эти партии выступали за однородную социалистическую власть, т.е. многопартийное правительство, но состоящее только из социалистов. Создавалось впечатление, что Керенский действовал совместно с Корниловым, и потому его считали частью контрреволюции. Все это совпало с революционными изменениями в сознании военных. Все больше солдат (и что самое важное солдат Северного фронта) вблизи Петрограда, стало поддерживать Советы и идею однородной социалистической власти, скорейший созыв Учредительного собрания и выход из войны. Мне думается, что октябрь стал скорее результатом политического соперничества, нежели вооруженной борьбы, а в политическом состязании Керенский из-за корниловского мятежа провалился полностью. У него уже не было силы подавить большевиков. Накануне Второго Всероссийского съезда Советов он попытался сделать именно это, но его попытка лишь усилила позиции большевиков.

Российский историк Валентин Шалохаев: Почему Временное правительство не приняло резких экстренных мер? Много разговоров сейчас ведется в публицистике о том, что большевики - это немецкие шпионы, что революция Октябрьская делалась на немецкие деньги, что Ленин тоже сотрудничал непосредственно с Генеральным германским штабом. Какие же были реальные данные?

После июльских событий 1917 года Генеральный прокурор Переверзев решил воспользоваться материалом, который он получил от контрразведки, о том, что Ленин имеет связи с Германией, а большевики финансируются германским Генеральным штабом. Эти сведения были переданы контрразведке прапорщиком Ярмоленко и бывшим большевиком Алексинским. Когда Переверзев получил эти сведения, то прокурор Петроградской Судебной Палаты Каринский, узнав о них, передал эти сведения большевикам. Каринский в свое время был защитником на процессах левых. Сталин сразу позвонил в исполком Петроградского Совета и потребовал от исполкома остановить распространение этих сведений. Стали обзванивать редакции газет, просить, чтобы они отказались вот это публиковать, по их мнению, фальшивку. Несмотря на эти звонки, в газете "Живое слово" 5 июля 1917 года появилась статья "Ленин, Ганецкий и компания - шпионы". Разразился скандал в прессе. Генеральный прокурор Переверзев 6 июля, т.е. через день после публикации этой статьи уходит в отставку. Но эстафету, начатую, поддержали потом следующие прокуроры, Зарудный и Малентович. 9-го июля Временное правительство приняло постановление об аресте и привлечении к судебной ответственности лиц виновных в организации демонстрации вооруженной, обвинив их в измене Родине и предательстве. И была создана Особая следственная комиссия, которую возглавил тот же Каринский. Следователем был назначен Александров. Были выданы ордера на арест Ленина, Зиновьева, Троцкого, Луначарского, Коллонтай, Раскольникова, Каменева и началось следствие. Уже в августе, 4 августа, Александров при молчаливой поддержке Зарудного принимает решение об освобождении первого, Каменева. 5-го августа были освобождены Луначарский, Коллонтай. Затем выпущены на свободу Троцкий и Раскольников, хотя впоследствии большевики не оценили этот поступок, и Александров был расстрелян, и тот же Малентович. Создана впоследствии была в историографии некая легенда о том, что Ленина и Зиновьева шпики Временного правительства не могли найти. Эти сведения были известны, что старалось Временное правительство привлечь большевиков, в этом сомнения нет. Но, увы, дело рассыпалось.

Анатолий Стреляный: В том положении, в каком находилось правительство Керенского, государственные деятели, политики вынуждены думать не только о том, как обуздывать таких как Ленин и его сподвижники, но и с кем это делать, с чьей помощью, с кем и на каких условиях заключать для этого союз.

Керенский до конца своих дней болезненно относился к подозрениям, что он был за одно с Корниловым, хотя среди тех, кто его в этом подозревал, были люди готовые скорее одобрить его за такой союз, чем осудить. С годами их становиться не меньше, а больше.

Четвертый и последний на сегодня вопрос для наших экспертов-историков. Почему Временное правительство не спешило с выборами в Учредительное собрание?

Чешский историк Иван Савицкий: Организовать выборы в Учредительное собрание на основании нового... Во-первых, должен быть новый выборный закон, закон о выборах. И организовать его на территории Российской, бывшей Российской империи, к тому же распадающейся Российской империи, потому что возникают какие-то национальные образования, которые то хотят быть автономными, то хотят быть совершенно самостоятельными и.т.д. Это был просто технически, юридически чрезвычайно сложный вопрос. Так что, я бы не сказал, что то, что Временное правительство тянуло волынку, я бы сказал, что более-менее эти выборы были проведены тогда, когда их можно было реально и сносно произвести.

Российский историк Ольга Шашкова: Страна продолжала жить в хроническом режиме съездов, собраний, резолюций, и вот именно такая обстановка, а также результаты выборов в органы местной власти все больше убеждали правительство, что выборы в Учредительное собрание, вот случись они сейчас летом, дадут очень неприятный для либералов результат. Вероятно, так бы оно и было. Именно поэтому, пользуясь уловкой, выборы решили перенести, дескать, в сентябре - уборочная страда. Но, вероятно, едва ли не главной причиной была здесь надежда на планы Ставки, где уже давно вызревала идея диктатуры.

Впоследствии Ариадна Тыркова писала, что величайшей бедой России было то, что Корнилов так и не смог договориться с Керенским. Но дело в том, что он этого и не хотел. Пока тыл решал свои проблемы, в ставке росло ожесточение, Петроград и его деятели там уже просто не переваривали. Государственное совещание в Москве, созванное в середине августа, во второй столице, кстати, не случайно, там и спокойней и уверенней себя чувствовали. Не только показало величайший разброд мыслей и идей, когда стало ясно, что ничего конкретного и ясного не предвидится, но, по сути, и благословило Корнилова на выступление. А дальнейшие события были уже запрограммированы. Рост Красной гвардии, этаких мобильных погромных отрядов, стремительная большевизация Советов, во главе Петроградского встал Троцкий, во главе Московского - Ногин, хотя не большевик, но человек им весьма близкий. И вот в этой обстановке, как-то тихо, исподволь, большевики пошли в наступление. Да и вправду, сколько можно было проводить разведку боем. Однако выборы в Учредительное собрание отменить они не решились. Выборы состоялись в ноябре. Об обстановке, сопутствовавшей свободному волеизъявлению, говорить не приходится, но тем не менее в выборах участвовало почти 60 процентов населения, при этом почти 22 процента получили большевики, 55-ть - эсеры, более 17-ти - либерально-буржуазные партии. Все знают, как оно было разогнано.

Американский историк Александр Рабинович: Я думаю, что решение отсрочить выборы в Учредительное собрание до осени 1917 года было судьбоносным. Почему это произошло? Это, безусловно, очень важный вопрос. В начале считалось, что будет очень трудно провести выборы в хаотической обстановке, сложившейся в России после Февральской революции, но, кроме того, действовал дополнительный фактор. Кадеты стремились к тому, чтобы все усилия были направлены на военную победу, их тогда не очень интересовали перемены в стране, в частности созыв Учредительного собрания. Мне думается, что постепенно либеральные силы, а к ним относились и кадеты, стали все больше опасаться того, к каким результатам могут привести выборы в Учредительное собрание. Росло число сторонников социальной программы большевиков и других левых партий. Кадеты понимали, что они не получат большинства в Учредительном собрании и вряд ли смогут установить демократический парламентский строй.

Для российской демократии одним из последствий отсрочки выборов в Учредительное собрание было то, что она, эта отсрочка, позволила большевикам трансформировать идею выборов в Учредительное собрание в свой собственный лозунг. В дни работы Второго съезда Советов одна из статей в "Правде" вышла под заголовком, в котором говорилось о необходимости провести выборы в Учредительное собрание, как можно скорее.

Российский историк Валентин Шалохаев: Известно, что совещание по выработке положения о созыве Учредительного собрания было созвано еще в марте, куда вошли лучшие юристы, достаточно назвать Кокошкина, Нольде, Набокова, это люди мирового класса, специалисты мирового класса. И началась разработка положения об Учредительном собрании. Предполагалось, что к сентябрю положение будет разработано, но оказалась масса трудностей чисто юридического порядка, поэтому пришлось отложить. Конечно, составители этого положения находились в контексте той бурной обстановки, которая существовала в России. В откладывании или в оттяжке этого Собрания тоже была заложена, помимо юридической, повторяю, и мысль чисто политическая, дождаться стабилизации политической обстановки. Ситуация к этому времени стала в стране очень левой, полевение произошло и, конечно, подспудно была мысль о том, что в этой экстремальной ситуации можно проиграть, причем проиграть могут и кадеты, и те социалисты, которые вошли в блок с кадетами. Ситуация была обоюдоострой.

Анатолий Стреляный: На волнах Радио Свобода историки отвечали на вопрос, почему Временное правительство не спешило с выборами в Учредительное собрание. Нет доказательств, что оно вело себя так, потому что боялось проиграть, и надеялось, что вот-вот подоспеет диктатура. Советские историки, а точнее, советская пропаганда, представляли Временное правительство сборищем заклятых врагов демократии, слугами не народа, а капитала. Но как раз в этом оно повинно меньше всего. Если в России дела будут идти так как сейчас, в ней не скоро появится правительство, в котором будет столько людей, глубоко, не на словах, преданных духу демократической законности, как во Временном правительстве 1917 года.


Top