Mark I (MK-I) — История танка. Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI Снаряжение для Vickers Medium Mk

MARK III «Валентайн VI» — наиболее удачный английский пехотный танк периода второй мировой войны. Разработан в инициативном порядке фирмой «Vikers» (Англия) в 1938 году.


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

Производился серийно с 1940 до начала 1944 года компаниями «Canadian Pailway» и «Monreal Works» (Канада).


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

В Красную Армию танки «Валентайн» поставлялись по ленд-лизу, использовались в отдельных танковых бригадах смешанного состава и в составе танковых полков ряда механизированных корпусов.


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса — 16,5 т
Экипаж — 3 чел.
Вооружение:
40 мм пушка Mk IX
7,92 мм пулемёт VESA
7,7 мм зенитный пулемёт «Bren»
Броневая защита:
лоб корпуса — 60 мм
лоб башни — 60 мм
Максимальная скорость — 32 км/ч
Запас хода по шоссе — 150 км
Мощность двигателя — 138 л.с.


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

Советский Союз был единственной страной куда «Валентайны» поставлялись по ленд-лизу. В СССР отправили без малого половину выпущенных машин: 2394 английских и 1388 канадских, из которых до места назначения дошло 3332 танка.


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

По данным приёмных комиссий ГБТУ Красной армии, в 1941 году было принято 216 танков, в 1942 — 959, в 1943 — 1776, в 1944 — 381. Красная армия получила танки семи модификаций — II, III, IV, V,VII, IX и X.


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

Преобладали машины оснащённые дизелями GMC. Возможно, это делалось ради унификации: такие же двигатели стояли на поставлявшихся в СССР «Шерманах».


Английский пехотный танк MARK III «Валентайн VI»

Кроме линейных танков было поставлено 25 мостоукладчиков Valentine-Bridgelayer — советское обозначение МК.3М.

В документах военных лет «Валентайны» называются по-разному. Чаще всего МК.III или МК.3, иногда с добавлением названия «Валентайн» или, реже, «Валентин».

Не часто можно встретить и обозначение модификации «Валентайн III», «Валентайн VI» и «Валентайн IX» и так далее.

Вместе с тем в документах тех лет кроме МК-3 попадаются обозначения МК-5, МК-7 и МК-9. Совершенно очевидно, что речь идёт о различных модификациях этого британского танка.

22-05-2017, 05:28

Всем привет и добро пожаловать на сайт! Друзья, у нас в гостях сегодня оказалась еще одна очень неординарная машина, средний танк третьего уровня Великобритании, перед вами Vickers Medium Mk. III гайд .

Разумеется, в первую очередь бросается в глаза странный внешний вид данного аппарат и забегая вперед скажу, что эта особенность приносить массу неприятностей. Однако ввиду того что на Medium III WoT придется поиграть всем, кто решил прокачивать ветку британских тяжей, ограничиваться внешним видом не стоит, важно знать об этом танке как можно больше.

ТТХ Vickers Medium Mk. III

В первую очередь владельцы этого агрегата должны знать, что в их распоряжении оказался танк с самым большим запасом прочности среди одноклассников, а также достойным базовым обзором в 330 метров.

Что касается внешнего вида, о котором говорилось в самом начале, это не беда. Проблема состоит в том, что Vickers Medium Mk. III танк очень большой, его корпус длинный, широкий, а силуэт высокий, так что мы получаем не только плохую маскировку, но и являемся излюбленной целью для любого противника, в том числе артиллерии.

Усугубляются огромные размеры очень слабой защищенностью. Речь идет о том, что у Vickers Medium Mk. III характеристики бронирования ничтожны, в любую проекцию нас пробивают абсолютно все, даже вторые уровни со слабыми в плане пробития пулеметным вооружением, так что играть придется предельно осторожно и осмотрительно.

Закончим анализ общих характеристик на не менее печальной ноте, ведь броня и «сарайность» - это не единственные проблемы. Помимо всего этого, средний танк Medium III World of Tanks стал обладателем плохой подвижности. Тут надо сказать, что максимальная скорость у нас хорошая, но она практически не развивается из-за откровенно слабой динамики, а еще наш британец имеет маленькую скорость поворота шасси.

Орудие

Вооружение всегда считается главной составляющей машины, ведь что это за танк без пушки? Однако в нашем случае данный аспект имеет не очень много сильных сторон, но будем последовательны.

Начнем с того, что у Vickers Medium Mk. III орудие 57 миллиметров обладает хорошим альфастрайком и весьма достойной скорострельностью, таким образом, у нас есть возможность наносить примерно 1400 урона в минуту, что является хорошим результатом.

Неприятной новостью для владельцев Medium III World of Tanks станут показатели пробития. Большинству одноклассникам мы можем наносить урон, но даже не третьем уровне встречаются противники, с которыми обычные ББ не справятся. По этой причине иметь при себе 15-20 голдовых бронебойных снарядов очень важно.

Еще одна проблема заключается в показателях точности. Конечно, британский средний танк Vickers Medium Mk. III имеет быстрое сведение, но даже оно с трудом компенсирует недостатки в виде огромного разброса и плохой стабилизации, то есть вести прицельный огонь на дальних дистанциях будет очень тяжело и неэффективно.

Что же касается углов вертикальной наводки, Vickers Medium Mk. III WoT способен опустить орудие на 8 градусов, это не самый лучший, но все же хороший показатель, с которым можно уверенно играть от рельефа.

Помимо топовой пушки, нам на выбор предоставляется альтернативное орудие третьего уровня калибром 40 миллиметров. Его преимущество заключается в более высоком показателе пробития и повышенной точности. Но в то же время с ним Medium III танк получает более слабый альфастрайк и ДПМ, в остальном параметры идентичны.

В качестве первого итога стоит сказать, что вы вправе самостоятельно выбирать для себя вооружение, но далее наш Medium III гайд будет продолжаться с той позиции, что на борту у танка установлен топовый ствол, ввиду того, что с ним мы сможем наносить больше урона.

Преимущества и недостатки

Несмотря на то что нами были рассмотрены общие характеристики и параметры вооружения данного британского аппарата, все же стоит подвести более точные итоги, выделив главные сильные и слабые стороны Vickers Medium Mk. III World of Tanks отдельно для улучшенного восприятия.
Плюсы:
Большой для своего уровня запас прочности;
Неплохая дальность обзора;
Высокая максимальная скорость;
Хороший альфастрайк и урон в минуту;
Быстрое сведение;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Сарайные габариты и плохая маскировка;
Полное отсутствие брони;
Посредственная подвижность (динамика и маневренность);
Слабые показатели пробития;
Плохая точность (разброс и стабилизация).

Оборудование для Vickers Medium Mk. III

Правильно укомплектовав боевую машину дополнительными модулями, вы получаете значительное усиление исходных характеристик, благодаря чему можно не только улучшить имеющиеся преимущества, но и ослабить влияние недостатков. Другими словами, на танк Vickers Medium Mk. III оборудование лучше установить следующее:
1. – данный модуль актуален при любых обстоятельствах, ведь дает повышение главного параметра в игре – урона в минуту.
2. – еще один очень хороший вариант, который даст приятный комплексный 5-процентный буст параметров.
3. – разумеется, без хорошей дальности обзора в бою придется туго, так что такой выбор более чем оправдан.

Приведенные выше три пункта вполне можно считать оптимальными, но если вас все же сильно донимает проблема с точностью, второй вариант можно заменить на , ведь получив еще более быстрое сведение, процесс прицеливания упростится. Однако если вы выбрали для себя 40-миллиметровую пушку, лучше оставить все без изменений.

Обучение экипажа

В процессе игры на танке, сидящие внутри танкисты получают опыт, то есть у вас всегда есть возможность улучшить его исходные параметры путем правильного выбора умений. К этому вопросу важно относиться серьезно, ведь на переобучение, то есть исправление ошибок, уйдет очень много времени, так что для Medium III перки лучше сразу прокачивать в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Vickers Medium Mk. II

I

Как и в большинстве других случаев, выбор и покупка снаряжение являются наиболее простым вариантом, ведь этот аспект остается стандартным. Важно помнить, что если серебра у вас мало, лучше ездить с набором из , , . Но для запасливых танкистов, у которых достаточно серебряных кредитов, мы рекомендуем возить на Vickers Medium Mk. III снаряжение в виде , , , ведь такой выбор повысит вашу выживаемость. Кроме того, если вы умеете играть осторожно, ведь в нашем случае иначе никак, то огнетушитель можно заменить на .

Тактика игры на Vickers Medium Mk. III

Отправляясь в бой на данном агрегате, вы должны сразу же понять одну простую вещь – в наших руках большой и практически стеклянный танк, совершенно неспособный сдерживать входящий урон. По этой причине для Vickers Medium Mk. III тактика подразумевает позиционирование на большом расстоянии от врага, как говорят – «у красной линии».

Разумеется, речь идет не о том, чтобы стоять в конце карты, но придерживаться лучше второй линии и всегда пользоваться не только кустами, но и каким-либо укрытием. Пока Medium III танк не засветили, можно уверенно наносить урон по всем, кто попадает в засвет. Но как только вас обнаружат, лучше на время спрятаться, помня также о том, что всегда есть вероятность фокуса артиллерии, так что укрытие должно быть надежным.

Не забывайте также о том, что Medium III World of Tanks является обладателем плохой точности, то есть для результативного ведения огня важно стараться сводиться до конца, стараясь угадывать упреждение, если того требует ситуация.

Кроме того, стоять весь бой в одной точке нет смысла, если ситуация того требует, Vickers Medium Mk. III танк должен переезжать в поисках более выгодной позиции, все-таки хорошая максимальная скорость дает возможность делать броски даже на большие расстояния, так вы не только обезопасите себя, но и повысите свою эффективность.

Таким образом, Vickers Medium Mk. III WoT можно также назвать вполне хорошим танком поддержки, который может помочь продавить или отбить одно из направлений, а также вернуться для защиты базы. В любом случае вы должны всегда следить за мини-картой, стараться полностью исключать сближение с врагом, опасаться артиллерии и в любой ситуации действовать осторожно.

Один из первых серийных танков Valentine I на полигоне. Великобритания, 1939 г.


Наиболее удачный легкий (по принятой в большинстве стран классификации) и наиболее массовый британский танк Второй мировой войны. Разработан в инициативном порядке фирмой Vickers-Armstrong Ltd. в 1938 г. Производился серийно с 1940 до начала 1944 г. За это время тремя английскими компаниями – Vickers, Metro, 3RCW – и двумя канадскими – Canadian Pacific Pailway и Montreal Works было выпущено 8275 танков (в том числе 1420 в Канаде).

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Valentine I – первый серийный вариант. Гпавной особенностью конструкции корпуса и башни являлось отсутствие каркасов для их сборки, Броневые плиты обрабатывались по соответсвующим шаблонам так, что они взаимно замыкались при сборке. Затем осуществлялось их крепление друг к другу с помощью болтов, заклепок и шпонок. На машине устанавливалась 2- фунтовая пушка, 6-цилиндровый карбюраторный двигатель АЕС А189 мощностью 135 л.с. при 1900 об/мин. В трансмиссию танков с двигателями АЕС входили: одно- дисковый главный фрикцион сухого трения J-151, четырехходовая, пятискорост- ная коробка передач Meadows type 22, коническая поперечная передача, многодисковые сухие бортовые фрикционы и двойные планетарные бортовые передачи Емкость топливных баков 257 л. У части машин на специальном кронштейне

на крыше башни крепилась зенитная установка Lakeman для 7,7-мм пехотного пулемета Вгеп. Боевая масса 15,75 т, экипаж 3 человека.

Valentine II – дизельный двигатель АЕС А190 мощностью 131 л.с. при 1800 об/мин, фальшборты и дополнительный наружный топливный бак, подключенный к системе питания двигателя. Запас хода с наружным баком – 176 км.

Valentine III – трехместная башня с кормовой нишей. Толщина бортов корпуса уменьшена с 60 до 50 мм. Боевая масса 16,75 т, экипаж 4 человека.

Valentine IV – Valentine II с американскими дизелем GMC 6004 мощностью 138 л.с. и трансмиссией.

Valentine V – Valentine III с американскими дизелем GMC 6004 и трансмиссией.

Valentine VI – Valentine IV, изготовленный в Канаде. Отличался от английского варианта рядом узлов и деталей канадского или американского производства, У части танков лобовая деталь корпуса выполнена цельнолитой.

Valentine VII – Valentine VI со спаренным пулеметом Browning М1919А4 калибра 7,62 мм американского производства вместо BESA английского. Изготавливалась в Канаде.

Valentine VIII – Valentine III с 6-фунтовой (57-мм) пушкой в двухместной башне Спаренный пулемет и дымовой казноза- рядный гранатомет отсутствовали. На правом борту башни на специальном кронштейне крепились два дымовых гранатомета калибра 101,6 мм. Уменьшена толщина бортовой брони корпуса. Боекомплект – 53 артвыстрела, боевая масса – 17,2 т. Экипаж 3 человека.

Valentine IX – Valentine V с 6-фунтовой пушкой в двухместной башне. Спаренный пулемет отсутствовал. На последних 300 машинах устанавливались форсированные дизеля GMC 6004 мощностью 165 л.с. при 2000 об/мин.

Valentine X – Valentine IX с автономной установкой пулемета BESA калибра 7,92 мм. Боекомплект пушки сокращен до 44 выстрелов. Боекомплект пулемета – 3150 патронов. Двигатель GMC 6004 мощностью 165 л.с.

Valentine XI – 75-мм пушка. Боекомплект 46 выстрелов и 3150 патронов. Двигатель GMC 6004 форсированный до мощности 210 л.с. при 2150 об/мин.

В течение года после начала серийного производства проходило освоение новой материальной части в танковых соединениях британской армии. Одними из первых в 1941 г. "Валентайны" поступили в 6- ю и 11-ю танковые дивизии, а еще раньше, осенью 1940-го – в 1-ю польскую танковую дивизию.

Боевое крещение эти машины получили в Северной Африке в ноябре 1941 г. в ходе операции "Крусейдер". Из шести дивизий и пяти бригад 8-й английской армии, участвовавших в этой операции, одна дивизия и три бригады были бронетанковыми. В состав 1-й армейской танковой бригады входил 8-й Королевский танковый полк, полностью укомплектованный "Валентайнами" (42 единицы), Еще 10 машин этого типа имелось в составе 32-й армейской танковой бригады, входившей в гарнизон осажденного итало-германскими войсками Тобрука.




Valentine II, оборудованный для действий в пустыне. На машине установлены 135- литровый топливный бак и крылья, уменьшавшие облако песчаной пыли от гусениц



Пехотный танк Valentine III. На крыше башни смонтирована зенитная установка Lakeman для 7,7-мм пехотного пулемета Вгеп



Пехотный танк Valentine IV. Большая часть этих танков была отправлена в Советский Союз


Спустя пять месяцев к началу сражения при Эль-Газале 1-ю армейскую танковую бригаду полностью перевооружили "Валентайнами". В этом соединении, состоявшем из 8-го, 42-го и 44-го Королевских танковых полков, насчитывалось 174 "Валентайна".

Один эскадрон "Валентайнов" принимал участие в высадке на о. Мадагаскар в 1942 г, В составе 3-й новозеландской дивизии они воевали на островах Тихого океана.

Из 11 британских танковых полков, воевавших с японцами в Бирме, один – 146-й полк Королевского танкового корпуса (146.RAC) – с октября 1942 г, был вооружен танками Valentine III. Несмотря на поступление 8 последующем боевых машин других типов, в том числе танков "Генерал Грант", некоторое количество "Валентайнов" продолжало использоваться в этой части вплоть до 1945 г. Лишь в мае 1945 г. полк окончательно перевооружили "Шерманами".

К моменту высадки в Нормандии "Валентайны" были выведены из первой линии танковых частей. Использовались в качестве различных машин специального назначения – мостоукладчиков (Valentine- Bridgelayer), минных тральщиков и других. Часть танков была переделана в самоходные артиллерийские установки "Арчер". Довольно много "Валентайнов" служили бронированными подвижными наблюдательными пунктами в частях Королевской артиллерии и применялись как командирские машины в противотанковых дивизионах.

Единственной страной, куда "Валентайны" поставлялись по ленд-лизу, был Советский Союз. Причем в СССР отправили без малого половину выпущенных машин: 2394 английских и 1388 канадских, из которых до места назначения дошло 3332 танка. Красная Армия получила танки семи модификаций – II, III, IV, V, VII, IX и X. Как видно, преобладали машины, оснащенные дизелями GMC Возможно, это делалось ради унификации; такие же двигатели стояли на поставлявшихся в СССР американских "Шерманах".



Valentine V, На левой надгусеничной полке установлен 135-литровый топливный бак. В борту башни видна амбразура для стрельбы из личного оружия




Пехотный танк Valentine VIII. Первая мод ификация, вооруженная 6-фунтовой пушкой





Пехотные танки Valentine X (в центре) и Valentine XI (слева). Характерными отличительными чертами этих танков были пулемет Besa в автономной установке справа от пушки и установка на правом борту башни кронштейна с дымовыми гранатометами калибра 101,6мм



Красноармейцы изучают конструкцию английского танка "Валентайн II". 1942 г.



Подразделение танков "Валентайн IV" на марше. Западный фронт, 1942 г.


Кроме линейных танков, было поставлено 25 мостоукладчиков. Первые "Валентайны" появились на советско-германском фронте в конце ноября 1941 г. Уже в ходе первых боев выявился такой недостаток английских танков, как отсутствие в боекомплекте 2-фунтовой пушки осколочно-фугасных снарядов. Большое количество "Валентайнов" участвовало в битве за Кавказ. В 1942 – 1943 гг. танковые части Северо-Кавказского и Закавказского фронтов были укомплектованы импортной техникой почти на 70%. Это объяснялось близостью к так называемому "Иранскому коридору", то есть одному из путей поставки грузов в СССР, проходившему через Иран.

География применения "Валентайнов" была очень широкой – от самых южных участков советско-германского фронта до северных. Помимо частей Закавказского фронта, они состояли, например, на вооружении 19-го танкового корпуса Южного фронта (с 20 октября 1943 г. – 4-й Украинский) и принимали активное участие в Мелитопольской наступательной операции, а затем в освобождении Крыма. Танки Mk III активно использовались в позиционных боях на Западном и Калининском фронтах вплоть до начала 1944 г. До конца войны "Валентайны" оставались основными танками кавалерийских корпусов. Особенно высоко кавалеристы ценили маневренные качества машины. Скорее всего, по этой же причине "Валентайны" состояли на вооружении многих мотоциклетных батальонов и отдельных мотоциклетных полков. В штат последних на завершающем этапе войны входила танковая рота из десяти Т-34 либо такого же количества "Валентайн IX".

Танки модификаций "Валентайн IX" и "Валентайн X", вооруженные 57-мм пушками, почти до конца войны продолжали запрашиваться Советским Союзом для поставок по ленд-лизу. Во многом благодаря этому серийное производство "Валентайнов", уже не поступавших в британскую армию, продолжало сохраняться вплоть до апреля 1944 г.

В Красной Армии "Валентайны" использовались вплоть до конца Второй мировой войны. Свой боевой путь в Красной Армии боевые машины этого типа закончили на Дальнем Востоке в августе 1945 г.



Танк "Валентайн IX" одной из частей Красной Армии на улице г.Яссы. Август 1944 г.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Mark III Valentine VI

БОЕВАЯ МАССА, т: 16,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 5410, ширина – 2629, высота – 2273, клиренс – 420.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк IX калибра 2 фунта (40 мм), 1 пулемет 8ESA калибра 7.92 мм. 1 зенитный пулемет Вгеп калибра 7,7 мм, 1 дымовой гранатомет калибра 50,5 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 61 артвыстрел, 3150 патронов калибра 7,92 мм, 600 патронов калибра 7,7 мм, 18 дымовых гранат.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел № 24В Мк I. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 60, борт и корма – 60, крыша – 10 – 20, днище – 7 – 20; башня – 60 – 65.

ДВИГАТЕЛЬ: GMC 6-71 модели 6004, 6-цилиндровый двухтактный дизель с рядным расположением цилиндров и жидкостным охлаждением; максимальная мощность 165 л.с. (120 кВт) при 2000 об/мин, заводская регулировка – 138 л.с. при 1900 об/мин. Рабочий объем 6970 см #179; .

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения М-6004, трехходовая синхронизированная механическая коробка передач Spicer synchromech, поперечная передача, многодисковые сухие бортовые фрикционы, двойные планетарные бортовые передачи, колодочные тормоза.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное посередине гусеницы), подвеска блокированная, балансирная со спиральной пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором; три обрезиненных поддерживающих катка; в каждой гусенице 103 трака шириной 356 мм, шаг трака – 112 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 32.

ЗАПАС ХОДА, км: 150.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 40, высота стенки, м – 0,75, ширина рва, м – 2,2, глубина брода, м – 1.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.

Первые танки получили официальное название "Марк I" (Mark I). "Марки" в соответствии с установленным на них вооружением подразделялись на "мужские" (male) и "женские" (female). Чаще модификации Марка переводятся, как "самка" и "самец". По предложению Свинтона, "женский" танк был оснащен пулеметами и в принципе должен был помогать вооруженному орудиями "мужскому", предназначенному для "тяжелой работы".

Нажмите на изображение танка Марк I для увеличения.

"Мужской" танк весил 30 тонн и имел среднюю скорость 6 километров в час. Его запас хода составлял приблизительно 20 километров. Он имел внушительные размеры: 8,05 метра в длину, 4,26 метра в ширину и 2,24 метра в высоту. Им мог управлять экипаж из 4 человек, но в принципе "Марк I" управлялся 8 военнослужащими. Во главе экипажа стоял офицер, а в его подчинении было семеро: водитель, 4 стрелка и 2 механика. "Мужской" танк имел две 57-миллиметровые пушки - шестифунтовые - и 4 пулемета "Гочкиса", тогда как у "женского" танка был только один пулемет "Гочкис" и 4 пулемета "Виккерс". Танк "Марк I" был оснащен перископом со стеклянными зеркалами, которые очень быстро были признаны опасными и заменены пластинами из полированного металла. Экипаж этого монстра должен был стоически переносить страшный грохот размещенного по центру танка шестицилиндрового мотора "Даймлер", от которого шел очень неприятный запах и жар.

Вы можете увеличить изображение, кликнув по нему.

Военные организации, которые в полной секретности занимались производством нового оружия, получившие целую серию названий - "Танковое ведомство" (Tank Detachment) или "Секция бронемашин моторизованной пулеметной службы" (Armoured Car Section of the Motor Machine-Gun Service), - так и не смогли сохранить свою деятельность в полной тайне. После этого "танковое управление" получило еще более непонятное для неприятеля название - "Тяжелая секция пулеметного корпуса" (Heavy Section Machine-Gun Corps).

Тактико-технические характеристики танка Mk I.

Боевая масса, т

26 ("самец"),
25 ("самка")

Экипаж, чел.

Габаритные размеры, мм:

длина
ширина
высота
Броня, мм

Вооружение:

"самец"

две 57-мм пушки "гочкис"
с длиной ствола 40 калибров,
четыре 8-мм пулемета "гочкис"

"самка"

пять 7,7-мм пулеметов "виккерс"
и один 8-мм пулемет "гочкис"

Двигатель

"Даймлер", 6-цилиндровый,
водяного охлаждения,
мощность 105 л. с. при 1000 об/мин

Удельное давлен ие на грунт, кг/см 2
Скорость по шоссе, км/ч
Запас хода, км

Преодолеваемые препятствия:

вертикальная стенка, м
ширина рва, м
глубина брода, м

Несмотря на все оплошности, противнику так и не удалось раскрыть секрет. Окончательное название командования нового вида вооруженных сил появилось только в июне 1917 г., уже после того как противник смог оправиться от шока после применения первых танков 14 сентября 1916 г. - "Танковый корпус" (Tank Corps).

Танки "Марк I", 1916-1917 г.
Нажмите на фото танка для увеличения.

Вначале в новое подразделение входило 184 офицера и 1610 солдат. Тактическая единица Танкового корпуса - рота - состояла из 4 подразделений по одному запасному и 6 действующих танков в каждом (3 "мужских" и 3 "женских"). Таких рот было шесть, и они в качестве обозначения получили первые шесть букв латинского алфавита. Именно отсюда появилось ошибочное наименование танка "Марк I" как "Мятный ликер" (Сremе deMenthe). Действительно, все французские танки были наименованы своими экипажами по названию известных французских алкогольных напитков, начинающихся на С: "Шампань" (Champagne), "Коньяк" (Cognac), "Шабли" (Chablis), "Шартрез" (Chartreuse), "Кордон Руж" (Cordon Rouge)... Неожиданная честь!

"Марк I" (самец).

Командование отказало полковнику Свинтону в чести возглавить первую атаку бронированных монстров, в которых он вложил столько энергии. Он вынужден был довольствоваться формированием и тренировкой новых подразделений; его опыт проведения военных операций был расценен как недостаточный... Нельзя же повсюду поспеть! Честь продемонстрировать новое оружие была предоставлена ротам С и D на рассвете 14 сентября 1916 г.. на Сомме. Их целью стала эшелонированная укрепленная позиция противника, усиленная хорошо оборудованными пулеметными гнездами. Танки двинулись вперед, опережая ряды пехоты трех британских корпусов. Из 49 задействованных танков только 32 смогли вернуться назад: остальные либо сломались, либо завязли, либо потерялись в темноте! Атака только началась, но тут стали ломаться и застревать в воронках и другие машины. В конечном счете, только 9 танков из арьергарда и 9 танков с первой линии приняли активное участие в атаке!

Танк "Марк I" (самка), Франция, 1916 год.

Однако психологическое воздействие на немцев оказалось необычайным. В траншеях, на которые наезжали стальные монстры, извергавшие пламя из своих орудий, началась настоящая паника. Танк "Мятный ликер" завоевал бессмертную славу в тот же день во время успешной атаки на сахарный завод, который немцы превратили в укрепленный форт. Другие танки "Марк I" не имели такого успеха, а некоторые из них, экипажи которых, слишком увлекшись, были захвачены противником. Но тем не менее применение танков в этот день принесло явный успех, поскольку ни с чем нельзя было сравнить грандиозный эффект, произведенный на морально подавленного противника.

После первого применения популярность танков достигла невероятных масштабов, и журналисты соревновались в восторженных описаниях нового оружия, которое поставит Германию на колени за несколько недель. Не разделяя всеобщего восторга, британское Военное министерство приказало увеличить численность танковых подразделений: к четырем направленным во Францию ротам добавлено восемь, создано четыре танковых батальона; число рот, оставшихся в Великобритании, возросло с двух до пяти. С этого момента каждый батальон состоял из трех рот, в каждой из которых было 3 боевых (по 5 танков) и резервный взвод. В начале 1917 г. эта амбициозная программа была сокращена: во взводе стало четыре танка, а в роте - три взвода.

Танк "Марк I" (самец), 1917 г.

Извлеченные уроки заставили инженеров подкорректировать и улучшить примитивный танк "Марк I", убрав с него, например, слишком чувствительные к снарядам стабилизирующие колеса. Так в небольшом количестве появились "Марк II" и "Марк III", очень походившие на первую модель.



Крейсерский танк A13 (вверху). Танк Mk III из состава 1-й танковой дивизии во Франции. Май 1940 г. (внизу)


С этим танком связан важный этап в британском танкостроении. После посещения английскими военными атташе Киевских маневров в СССР, где они увидели сотни танков типа БТ, английское военное ведомство в 1936 г. приобрело у конструктора Кристи один танк его типа. На его основе началась разработка крейсерского танка А13 с ходовой частью и подвеской, заимствованными у американского прототипа и положившими начало линии танка Кристи в Великобритании. При создании А13 и в ходе испытаний англичане столкнулись с большими трудностями, которые на этой модели так и не были преодолены. В 1937 г. фирма Nuffield построила прототип А13, а затем выпустила 65 танков этого типа.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Mk III – единственный серийный вариант. Ходовая часть и подвеска типа Кристи, но без привода колесного хода. Башня – клепаная, прямоугольной формы с командирской башенкой и небольшой кормовой нишей. Компоновка танка – классическая. Опорные катки – из алюминиевого сплава.

Крейсерские танки Мк III приняли участие в боях во Франции в 1940 году. Этими машинами был частично укомплектован 3-й Королевский танковый полк, которым предполагалось усилить гарнизон Булони. Несколько машин этого типа имелось и в составе 7-й танковой дивизии в Северной Африке.

Крайне низкая эксплуатационная надежность и слабое бронирование свели боевые возможности этого танка практически к нулю.




Оставленный англичанами в Дюнкерке крейсерский танк Mk III. Франция, май 1940 г. На лобовой броне танка хорошо видно изображение белого носорога – эмблемы 1-й британской танковой дивизии


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mark III

БОЕВАЯ МАССА, т: 14,237.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6020, ширина – 2540, высота – 2591.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк IX калибра 2 фунта, 1 пулемет Vickers калибра 7,7 мм, 2 дымовых гранатомета калибра 101,6 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 87 выстрелов, 3750 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел № 24В Мк I.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6 – 14.

ДВИГАТЕЛЬ: Nuffield – Liberty, 12-цилиндровый, V-обрааный, карбюраторный; мощность 340 л.с. (250 кВт).

ТРАНСМИССИЯ: планетарная коробка передач и бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска – индивидуальная на цилиндрических пружинных рессорах, ширина трака гусеничной цепи – 257 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.

ЗАПАС ХОДА, км: 149.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30, высота стенки, м – 0,61 ширина рва, м – 2,29.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.


Top