Общественные науки и что они изучают. Чем отличаются социальные науки от гуманитарных

Принимаются статьи в новый (первый в мире) строго-научный журнал точных наук о человеке: http://aleksejev.ru/nauka/ .

Общественные науки – это науки общества об обществе, главная часть гоблинских наук , ненормативных наук .

Ведущая часть учения о троице, в котором Отцу соответствует общество (см. учение о троице).

Апологетами общественных наук являются обществоведы .

Общественные науки - памятник, образчик восточного менталитета .

Характерная черта общественных наук

Положение о том, что любой человек должен быть членом какого-либо общества, а будучи таким членом, он как отдельное существо не интересен. Общественные науки любят рассуждать о правах и свободах человека, однако конкретные предложения в виде правовых норм им противны, поскольку все гумские науки являются ненормативными. Опять же под отдельным человеком общественные науки всегда и везде подразумевают некую идеальную модель члена общества.

Отличительные признаки общественных наук

  • внеправовой, авторитарный подходы. Исследование действующего законодательства, внесение конкретных предложений в него минимально и случайно. Тотальное преобладание ссылок на авторитетные суждения,
  • изучают не всех людей, а некоторые совокупности либо модели людей (отдельный, случайно взятый и что самое важное любой и каждый человек не входит в сферу данных наук),
  • основной "объект" исследования - отношения. Поэтому они изучают не столько людей, сколько то, что они должны усвоить либо усвоили.

Отличия от нормативных наук, изучающих людей как совокупность обезличенных единиц

Отличия от точных наук

Антропология, биология, медицина и т.п. также изучают не всех людей, а некоторые совокупности либо модели людей. Главное отличие между этими и общественными науками заключается в том, что задачей первых является предельно точное описание исследуемого объекта, тогда как в задачу вторых точное описание не входит.

Отличия от правовых наук

Перефразируя слова выдающегося мемоида М.М. Бахтина, можно сказать, что

Объединение общественных и правовых (юридических) наук в одно целое "называется механическим,
если отдельные элементы его соединены только в пространстве и времени внешнею связью, а не
проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и
соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу.

Правовые науки также изучают не столько людей, сколько то, что люди должны усвоить либо усвоили, а именно законы и нормы.

Текст по правовой науке пишется на основе непосредственного исследования законодательства с целью его усовершенствования. Текст же общественных наук пишется обычно безо всякой оглядки на действующее законодательство с целью дать параллельное толкование принятым в законодательстве слов, терминов, понятий. Эта черта весьма примечательна культурологии, ибо каждый автор учебника, лекций старается придумать своё толкование понятия "культуры".

Главное отличие между правовыми и общественными науками заключается в том, что задачей первых является логичная систематизация норм в виде законов, кодексов и конституций, а задачей вторых – алогичная догматика на основе перевирания слов и путаницы понятий.

Перечень общественных наук

К общественным наукам следует относить все науки, которые содержат в себе политические, социологические, культурологические учения, учения о личности и т.п. Список общественных наук, таким образом, включает в себя следующие науки:

  • История (в той части, в которой она содержит культурологию, политологию и т.п.)
  • Педагогика
  • Психология (в той части, в которой она содержит учение о личности и т.п.)
  • Регионоведение (в той части, в которой она содержит культурологию и т.п.)

Куда пойти учиться? Стать социальным педагогом или выбрать гуманитарную профессию? А как определиться, если возможности огромны, а понять что есть что достаточно сложно? Вопросы, вопросы, вопросы… И они волнуют многих молодых людей, да и не только их. Мы попробуем ответить на них и привести основные показатели того, чем гуманитарные науки отличаются от социальных.

Определение гуманитарных и социальных наук

Гуманитарные науки - если описать их простым языком, то они изучают человека с точки зрения его духовной, культурной, нравственной, общественной и умственной сферы. Существует также определенные пересечения с общественными науками, в то же время противопоставляясь точным или естественным. Если в математике, физике или химии необходима конкретика и точность, то в литературе, психологии, этике и т. п. есть четкие определения, но при этом предмет дается во всей возможной многогранности и интерпретации. Так, чтобы каждый человек мог найти в этом нечто свое. Среди гуманитарных наук можно выделить: литературу, право, историю, педагогику, эстетику и многие другие.
Социальные науки - здесь есть определенные сходные черты и пересечения с такими предметами, как история, педагогика, психология, но предмет изучения подается с несколько иной позиции. В этой группе академических дисциплин важно изучать аспекты бытия человека в проекции на его общественную деятельность. То есть, не просто в таком-то году произошли такие-то события, а как именно произошедшее повлияло на жизнь человека, а человек на события. Что произошло в мировоззрении, какие были сдвиги, выводы и последующие действия.
Социальные науки – это субъективное понимание вопроса для каждого человека, не смотря на существование четких определений. И подобно гуманитарному циклу, они очень отличаются от точных дисциплин с их конкретикой и объективностью.

Сравнение гуманитарных и социальных наук

Прежде всего, стоит отметить несомненное сходство социального и гуманитарного. Даже можно сказать, что социальные науки это своего рода подраздел гуманитарных со своими определенными чертами.
Социальные науки ориентированы на общество и конкретных людей. Изучается бытие человека и то, как оно связано с обществом. В то же время гуманитарный цикл предполагает изучение дисциплин не обязательно связанных с конкретными людьми в проекции на общественную деятельность. Здесь важнее рассмотреть вопрос так, чтобы каждый человек мог найти нечто свое.
Социология это не только теория, но и практика - различные исследования, опросы, тестирование личностных качеств человека. Гуманитарные предметы в больше степени теоретические, а там где требуется практика, нет четкой ориентации на общество, а часто рассматриваются отвлеченные понятия.

TheDifference.ru определил, что разница между гуманитарными и социальными науками заключается в следующем:

Социальные науки ориентированы на человека в плане его общественной деятельности, а гуманитарные часто преследуют отвлеченные цели и рассматривают абстрактные понятия.
В социальных науках есть практические инструменты, которые ориентированы на изучение общества и человека, а гуманитарным это зачастую не требуется.

1. Естественные и социально-гуманитарные науки

Естественные и социально-гуманитарные науки изучают человека. Его биологическую природу изучают естественные науки, а социальные качества человека - общественные .
Естественные и общественные науки заметно отличаются друг от друга.
Естественные изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека. Общественные науки не могут изучать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нём, их мысли и стремления. Если в естественных науках объект и субъект различны, то в общественных - объект и субъект совпадают => общественные науки не могут быть объективными.
Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденции его развития.

2. Классификация социально-гуманитарных наук

  • Исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография и т.д.)
  • Экономические науки (экономическая теория, бухгалтерский учёт, статистика и т.д.)
  • Философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и т.д.)
  • Филологические науки (языкознание, литературоведение, журналистика и т.д.)
  • Юридические науки (история правовых учений, конституционное право и т.д.)
  • Педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования и т.д.)
  • Психологические науки (общая психология, психология личности и т.д.)
  • Социологические науки (теория, методология и история социологии, демография и т.д.)
  • Политические науки (теория политики, политические технологии и т.д.)
  • Культурология (теория и история культуры, музееведение и т.д.)
3. Социология, политология, социальная психология

Социология - наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности людей, социальных групп, классов, народов.

Другими словами социология - это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития.

Политология (в узком смысле) - одна из наук, изучающих политику, а именно - общая теория политики, исследующая специфические закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, особый тип взаимодействий между властвующими и подвластными, управляющими и управляемыми.

Политология (в широком смысле) включает в себя все политические знания и представляет собой комплекс дисциплин, изучающих политику: историю политической мысли, политическую философию, политическую социологию, политическую психологию и др.

Иными словами, в такой трактовке политология выступает как единая, интегральная наука, всесторонне исследующая политику. Она опирается на прикладные исследования в которых используются различные методы, в том числе существующие в социологии и других общественных науках.

Социальная психология - изучает закономерности поведения и деятельность людей, обусловленные фактором из включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих самых групп.

4. Специфика философского познания

Вечные проблемы философии - вопросы, которые поставила человеческая мысль давно, сохраняют они своё значение.

Философия всегда обращена к истории. Создаваемые новые философские системы не отменяют раннее выдвинутые концепции и принципы, а продолжают сосуществовать с ними в едином культурном и познавательном пространстве, поэтому философия всегда плюралистична , многообразна в своих школах и направлениях.

Философствование - это вид умозрительной деятельности. Философия отличается от науки. Философское знание многослойно. Внутри философии достаточно давно сформировались относительно самостоятельные области знания: учение о бытии - онтология ; учение о познании - гносеология ; наука о морали - этика ; наука, изучающая прекрасное в действительности, законы развития искусства - эстетика .

К философскому знанию относятся такие важные для понимания общества и человека области, как философская антропология - учение о сущности и природе человека, о специфически человеческом способе бытия, а также социальная философия .

Свой полноценный вклад социальная философия вносит в разработку большого круга проблем: общество как целостность; закономерности общественного развития; структура общества как системы; смысл, направленность и ресурсы общественного развития; соотношение духовных и материальных сторон жизни общества; человек, как субъект социального действия; особенности социального познания.

Домашнее задание

  1. Сам термин "социально-гуманитарное познание" указывает на то, что обществознание включает в себя два вида познания: социальные науки , ориентированные на изучение структур, общих связей и закономерностей и гуманитарное познание с его установкой на конкретно индивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей.
  2. Для социальных наук люди являются элементами той объективной картины, которую эти науки определяли, то для гуманитарного познания , напротив, формы научной деятельности проясняют своё значение как схемы, включённые в совместную и индивидуальную жизнь людей.
  3. Социальные игуманитарные научные дисциплины имеют одно общее и в то же время главное звено - человек. Некоторое количество людей составляет общество (его изучают социальные науки), в котором каждый человек играет свою роль (это изучает гуманитарное познание).

- — EN social science The study of society and of the relationship of individual members within society, including economics, history, political science, psychology, anthropology, and …

общественная наука - общественные науки науки о человеческой личности и обществе. гуманитарный. ▼ филология … Идеографический словарь русского языка

Наука об управлении - (точнее, комплекс наук, занимающихся вопросами управления) социальная, общественная наука о принципах и закономерностях управления общественным производством на различных его уровнях. Степень научности управления определяется … Экономико-математический словарь

наука об управлении - Точнее, комплекс наук, занимающихся вопросами управления, социальная, общественная наука о принципах и закономерностях управления общественным производством на различных его уровнях. Степень научности управления определяется глубиной познания… … Справочник технического переводчика

Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

Добровольное объединение граждан, возникшее по их инициативе для реализации их интересов. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - – общественная психика – совокупность групповых, коллективных, массовых психических явлений, состояний и процессов в обществе, образующих систему психосоциального отражения действительности. На основе О.п. возникают и развиваются экономическое,… … Политическая психология. Словарь-справочник

I Наука сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в… … Большая советская энциклопедия

Основная статья: Наука Содержание 1 История науки в России 2 Российская наука накануне октябрьской революции … Википедия

Книги

  • Невидимые руки, опыт России и общественная наука. Способы объяснения системного провала , Хедлунд Стефан. В этой книге исследуются ситуации, в которых деятельность на национальном и международном уровнях приводит к катастрофическим последствиям, а сложные аналитические модели общественной науки…

Общественные (социально-гуманитарные) науки - комплекс научных дисциплин, предметом исследования которых являются общество во всех проявлениях его жизнедеятельности и человек как член общества. К социальным наукам относят такие теоретические формы знания, как философия, социо-логия, политология, история, филология, психология, культурология, юриспруденция (пра-воведение), экономика, искусствоведение, этнография (этнология), педагогика и др.

Предмет и методы общественных наук

Важнейшим предметом исследования в обществознании выступает общество, ко-торое рассматривается как исторически развивающаяся целостность, система от-ношений, форм объединений людей, сложив-шихся в процессе их совмест-ной деятельности. Посредством этих форм представлена всесторонняя взаимозависимость индивидов.

Каждая из названных выше дисциплин рассматривает общественную жизнь с различных сторон, с определенной теоретической и миро-воззренческой позиции, применяя собственные специфические методы исследования. Так, например, в инструментом исследования общества является категория «власть» , в силу чего оно предстает как организованная система властных отно-шений. В социологии общество рассматри-вается как динамическая система отно-шений социальных групп различной сте-пени общности. Категории «социальная группа», «социальные отношения», «социализация» становятся методом социоло-гического анализа общественных явлений. В культурологии культура и ее формы рас-сматриваются как ценностный аспект об-щества. Категории «истина», «красота», «добро», «польза» являются способами изучения конкретных явлений культуры. , использующая такие категории, как «деньги», «товар», «рынок», «спрос», «предложение» и т. п., исследует организованную хо-зяйственную жизнь общества. изучает прошлое общества, опираясь на сохранившиеся разнообразные источники о прошлом, для того чтобы установить последовательность событий, их причины и взаимосвязь.

Первые исследуют природную реальность посредством обобщаю-щего (генерализирующего) метода, выявляя законы природы.

Вторые посредством индивидуализирующего метода изучают не-повторимые, уникальные исторические события. Задача исто-рических наук — понять смысл социального ( М. Вебер) в различных историко-культурных контекстах.

В «философии жизни» (В. Дильтей) природа и история отделяются друг от друга и противопоставляются как онтологически чуждые сфе-ры, как разные сферы бытия. Таким образом, не только методы, но и объекты познания у естественных и гуманитарных наук различны. Культура — продукт духовной деятельности людей определенной эпо-хи, и, чтобы ее понять, необходимо пережить ценности данной эпо-хи, мотивы поведения людей.

Понимание как прямое, непосредственное постижение истори-ческих событий противопоставляется выводному, непрямому зна-нию в естественных науках.

Понимающая социология (М. Вебер) интерпретирует социальное действие, пытаясь его объяснить. Результатом такой интерпретации являются гипотезы, на основе которых и строится объяснение. История, таким образом, предстает как историческая драма, автором которой явля-ется историк. Глубина понимания исторической эпохи зависит от ге-ниальности исследователя. Субъективность историка — не препятствие для познания общественной жизни, а инструмент и метод понима-ния истории.

Разделение наук о природе и наук о культуре было реакцией на позитивистское и натуралистическое понимание исторического бытия человека в обществе.

Натурализм рассматривает общество с позиций вульгарного ма-териализма , не видит принципиальных различий между причин-но-следственными связями в природе и в обществе, объясняет общественную жизнь естественными, природными причинами, применяя для их познания естественнонаучные методы.

Человеческая история предстает как «естественный процесс», а за-коны истории становятся разновидностью законов природы. Так, например, сто-ронники географического детерминизма (географическая школа в соци-ологии) главным фактором социальных изменений считают географическую среду, климат, ландшафт (Ш. Монтескье , Г. Бокль, Л. И. Мечников). Представители социал-дарвинизма сводят социальные зако-номерности к биологическим: общество рассматривается ими как организм ( Г. Спенсер), а политика, экономика и нравственность — как формы и способы борьбы за существование, проявление ес-тественного отбора (П. Кропоткин, Л. Гумплович).

Натурализм и позитивизм (О. Конт , Г. Спенсер , Д.-С. Милль) стре-мились отказаться от умозрительных, схоластических рассуждений, характерных для метафизических исследований общества, и создать «позитивную», доказательную, общезначимую общественную теорию по подобию естествознания, которое уже в основном достигло «по-зитивной» стадии развития. Однако на основе такого рода исследований были сделаны расистские выводы о природном разделении людей на высшие и низшие расы (Ж. Гобино) и даже о прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами ин-дивидов.

В настоящее время можно говорить не только о противопоставлении методов естественных и гуманитарных наук, но и об их сближении. В социальных науках активно применяются математические методы, являющиеся характерной чертой естествознания: в (особенно в эконометрике ), в (квантитативная история , или клиометрия ), (политический анализ), филологии (). При решении проблем конкретных общественных наук широко применяются приемы и методы, взятые из наук естественных. Например, для уточнения датировки исторических событий, особенно удаленных во времени, используются знания из области астрономии, физики, биологии. Существуют также научные дисциплины, объединяющие методы социально-гуманитарных и естественных наук, например, экономическая география.

Становление социальных наук

В античности большинство социальных (социально-гуманитарных) наук входило в философию как форму интегрирующего знания о человеке и обществе. В некоторой степени о выделении в самостоятельные дисциплины можно говорить о юриспруденции (Древний Рим) и истории (Геродот, Фукидид). В Средние века социальные науки развивались в рамках богословия как нерасчлененного всеобъемлющего знания. В античной и средневековой философии понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.

Исторически первой наиболее значи-мой формой социальной теории являют-ся учения Платона и Аристотел я. В Средние века к мыслителям, внесшим существенный вклад в развитие социальных наук, можно отнести Августина, Иоанна Дамаскина, Фому Aквинского , Григория Паламу . Важный вклад в становление социальных наук внесли деятели эпохи Возрождения (XV-XVI в.) и Нового времени (XVII в.): Т. Мор («Уто-пия»), Т. Кампанелла «Город Солнца», Н. Макиавел-ли «Государь». В Новое время происходит окончательное отделение социальных наук от философии: экономики (XVII в.), социологии, политологии и психологии (XIX в.), культурологии (XX в.). Возникают университетские кафедры и факультеты по социальным наукам, начинают выходить специализированные журналы, посвященные вопросам изучения общественных явлений и процессов, создаются ассоциации ученых, занимающихся исследованием в области социальных наук.

Основные направления современной общественной мысли

В обществознании как совокупности социальных наук в XX вв. сформировалось два подхода: сциентистско-технократический и гуманистический (антисциентистский).

Главной темойсовременного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом— постиндустриально-е, «мас-совое общество» и особенности его формирования.

Это придает данным исследованиям явный футурологический от-тенок и публицистическую страстность. Оценки состояния и истори-ческой перспективы современного общества могут быть диаметрально проти-воположными: от предвидения глобальных катастроф до прогнозиро-вания стабильного процветающего будущего. Мировоззренческой задачей подобных исследований является поиск новой общей цели и спосо-бов ее достижения.

Наиболее разработанной из современных социальных теорий яв-ляется концепция постиндустриального общества , основные прин-ципы которой сформулированы в трудах Д. Белла (1965). Идея постин-дустриального общества достаточно популярна в современном обще-ствознании, а сам термин объединяет целый ряд исследований, авторы которых стремятся определить ведущую тенденцию развития современного общества, рассматривая процесс производства в различных, в том числе и организационных, аспектах.

В истории человечества выделяются три фазы :

1. доиндустриальная (аграрная форма общества);

2. индустриальная (технологическая форма общества);

3. постиндустриальная (социальная стадия).

Производство в доиндустриальном обществе в качестве основного ресурса использует сырье, а не энергию, извлекает продукты из при-родных материалов, а не производит их в собственном смысле, ин-тенсивно использует труд, а не капитал. Важнейшими общественны-ми институтами в доиндустриальном общества являются церковь и ар-мия, в индустриальном — корпорация и фирма, а в постиндустриальном — университет как форма производства знания. Социальная структура постиндустриального общества теряет ярко выраженный классовый характер, собственность перестает быть ее основой, класс капиталистов вытесняется правящей элитой , обладающей высоким уровнем знаний и образования.

Аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества не являются стадиями общественного развития, а представляют собой сосуществующие формы организации производства и его основные тенденции. Промышленная фаза начинается в Европе с XIX в. Пост-индустриальное общество не вытесняет остальные формы, а добавля-ет новый аспект, связанный с использованием информации, знания в общественной жизни. Становление постиндустриального общества связывают с распространением в 70-х гг. XX в. информационных технологий, радикально повлиявших на производство, а следователь-но, и на сам образ жизни. В постиндустриальном (информационном) обществе происходит переход от производства товаров к производству услуг, возникает но-вый класс технических специалистов, которые становятся консуль-тантами, экспертами.

Основным ресурсом производства становится информация (в доиндустриальном обществе это сырье, в индустриальном — энергия). Наукоем-кие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие. На основании этого различения можно выделить специфические особен-ности каждого общества: доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой, индустриальное — на взаимодействии общества с преобразованной природой, постиндустриальное — на взаимодействии между людьми. Общество, таким образом, предстает как динамическая, прогрессивно развивающаяся система, главные движущие тенденции которой находятся в сфере производства. В этом отношении наблюдается определенная близость между постиндустриаль-ной теорией и марксизмом , что определяется общими идейными пред-посылками обеих концепций — просветительскими мировоззренчес-кими ценностями.

В рамках постиндустриальной парадигмы кризис современно-го капиталистического общества предстает как разрыв между рационалистически ориентированной экономикой и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхо-да из кризиса должен стать переход от господства капиталисти-ческих корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний.

Кроме этого намечается множество иных экономических и соци-альных сдвигов: переход от экономики товаров к эконо-мике услуг, повышение роли образования, изменение структуры за-нятости и ориентации человека, становление новой мотивации дея-тельности, радикальное изменение социальной структуры, развитие принципов демократии, формирование новых принципов политики, переход к нерыночной экономике благосостояния.

В работе известного современного американского футуролога О. Тофлера «Шок будущего» отмечается, что ускорение социальных и технологических изменений оказывает шоковое воздействие на инди-вида и общество в целом, затрудняет адаптацию человека в меняющем-ся мире. Причиной современного кризиса является переход общества к цивилизации «третьей волны». Первая волна — аграрная цивилизация, вторая — индустриальная. Современное общество может выжить в существующих конфликтах и глобальной напряженности лишь при усло-вии перехода к новым ценностям и новым формам социальности. Глав-ным является революция в мышлении. Социальные изменения обусловлены, прежде всего, изменениями в технике, которая определяет тип общества и тип культуры, причем это влияние осуществляется вол-нообразно. Третья технологическая волна (связанная с ростом инфор-мационных технологий и кардинальным изменением связи) существенным образом меняет образ и стиль жизни, тип семьи, характер работы, любви, общения, формы экономики, политики, сознания.

Основными характеристиками индустриальной технологии, ос-нованной на старом типе техники и разделения труда, являют-ся централизация, гигантизм и единообразие (массовидность), сопровождающиеся угнетением, убожеством, нищетой и эко-логическими катастрофами. Преодоление пороков индустриа-лизма возможно в будущем, постиндустриальном обществе, основными принципами которого будут целостность и индивидуализированность.

Переосмысливаются такие понятия, как «занятость», «рабочее место», «безработица», получают распространение бесприбыльные организации в сфере гуманитарного развития, происходит отказ от диктата рынка, от узкоутилитарных ценностей, которые вели к гуманитарным и экологическим катастрофам.

Таким образом, на науку, ставшую основой производства, возлага-ется миссия преобразования общества, гуманизации общественных от-ношений.

Концепция постиндустриального общества была подвергнута кри-тике с различных точек зрения, и главный упрек заключался в том, что данная концепция — не что иное, как апология капитализма .

Альтернативный путь предлагается в персоналистских концепциях общества , в которых современные технологии («машинизация», «ком-пьютеризация», «роботизация») оцениваются как средство углубляю-щегося самоотчуждения человека от своей сущности. Так, антисциен-тизм и антитехницизм Э. Фромма позволяет ему видеть глубокие проти-воречия постиндустриального общества, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности современного общества являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений.

Основой общественных преобразований должна стать не техно-логическая, а персоналистская революция, революция в чело-веческих отношениях, сутью которой будет радикальная ценност-ная переориентация.

Ценностную установку на обладание («иметь») необходимо заме-нить мировоззренческой ориентацией на бытие («быть»). Подлинным призванием человека и высшей его ценно-стью является любовь. Только в любви и реализуется уста-новка на бытие, меняется структура характера человека, находит ре-шение проблема человеческого существования. В любви возрастает уважение человека к жизни, остро проявляется чувство привязаннос-ти к миру, слитности с бытием, преодолевается отчуждение человека от природы, общества, другого человека, от самого себя. Тем самым осуществляется переход от эгоизма к альтруизму, от авторитаризма к подлинному гуманизму в человеческих отношениях, а личностная ори-ентация на бытие предстает в качестве высшей человеческой ценнос-ти. На основе критики современного капиталистического общества строится проект новой цивилизации.

Целью и задачей личностного бытия является построение персоналистской (общностной) цивилизации, общества, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соот-ветствовали бы требованиям личностного общения.

В нем должны быть воплощены принципы свободы и творчества, согласия (при сохранении различия) и ответственности. Хозяйствен-ной основой подобного общества является экономика дарения. Пер-соналистская социальная утопия противостоит концепциям «обще-ства изобилия», «общества потребления», «правового общества», ос-новой которых являются различные виды насилия и принуждения.

Рекомендуемая литература

1. Адорно Т. К логике социальных наук

2. Поппер К.Р. Логика социальных наук

3. Шюц А. Методология социальных наук

;

Top