Лекция к 100 летию революции 1917 года. Постановка цели урока

Разработки уроков (конспекты уроков)

Технологическая карта урока

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года» .

Материалы разработаны в контексте осмысления исторических итогов той революции, которая до сих пор будоражит умы политологов, политиков, да и обычных людей. Так чем же была это революция на самом деле - трагедией, достижением, неизбежностью, шагом вперед или шагом назад?

Методические материалы разработаны для классных руководителей и учителей истории и литературы, организаторов воспитательной работы, руководителей школьных музеев и библиотек.

Класс: 9–11.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерные презентации к уроку.

Триединая цель данного урока :

  • определить основные черты и характер революции 1917 года, особенности жизни и быта людей в эти годы, расширить и закрепить понимание противоречивых взаимоотношений власти и общества в изучаемый период.
  • продолжить формирование аналитических умений, умения работать с фактическим материалом, документами, участвовать в дискуссии, делать выводы и обобщения, диалогической и монологической речи как основы межличностной коммуникации;
  • формироватьчувство ответственности за свою Родину. Не обеляя, но и не очерняя историю нашей страны в этот период, формировать у учащихся ценностные установки толерантности, помочь им выработать собственное отношение к дискуссионным вопросам, осмыслить ошибки прошлого.

Тип урока : комбинированный с использованием ИКТ, технология проблемного обучения

Способ организации учебной деятельности : групповая форма работы

Оборудование урока: интерактивная доска, пакет рабочих документов на каждую группу, учебник: УМК по истории России 10 класс,О. В. Волобуева, С. П. Карпачева, П. Н. Романова, тетрадь

Основные понятия темы : революция, двоевластие, монархия, Учредительное собрание

Задачи урока:

  • Сформировать представление о революции как о попытке реализации буржуазно- либеральной модели развития страны, выявить причины, участников, цели, основные события и результат революции. Выяснить причины неизбежности падения самодержавия и возможность её сохранения. Показать революцию в России как часть общеевропейского процесса
  • Закрепить умение работать с историческими документами, анализировать текст и отвечать на вопросы к документу. Развивать умение работать в команде, умение приходить к общему решению
  • Воспитывать терпимость, уважение к чужому мнению.

Проблемные вопросы :

  • Была ли революция неизбежна или всё-таки…?

Ход урока

Учитель . Ребята, скажите когда вы в последний раз писали письма? А кому?

А ваши родители пишут письма?

Скажите, в основном, о чём мы пишем в своих письмах?
А можно ли наши письма, простых людей, назвать историческим источником?

Составляется кластер:

Давайте попробуем определить, сильные и слабые стороны письма как исторического источника?

/на доске совместно с учащимися составляется таблица перекрестной дискуссии/

Учитель: Долгое время в нашей истории эпистолярный жанр был особенно популярен. Как вы думаете, в чем значимость эпистолярной активности граждан?

(Ответы учащихся.)

Письма всегда отражали настроения людей, их восприятие тех событий и явлений, которые происходили в стране, жизни, будучи своеобразной ответной реакцией на действия власти, реакцией, которую власть вовсе и не ожидала.

Итак, тема нашего урока «Письма в революцию».

Сегодня, мы с вами попробуем от лица различных слоев населения российской империи, написать в ту эпоху письма, в которых будем задавать наиболее важные вопросы, которые уверена помогут осмыслить значимость и последствия этого величественного и в тоже время и трагического события.

В год столетия революции 1917 года, как вы считаете, какие уроки мы должны учесть? (ответы детей)

– А теперь, с помощью информационных текстов, что лежат у вас на столах, вам необходимо прочитать их, делая пометки на полях.

/Работа с тестами, написание писем./

Скажите, почему вы написали именно такое письмо?

А Давайте, сравним ваши ощущения революции с письмами современников происходивших тогда событий. – (чтение писем)

И так, мы видим две точки зрения, точнее два взгляда на события тех лет. Какие? Ваши и представителей того времени.

Вывод: Реакция общества противоречивая, но в целом, мы можем констатировать, что власть лишилась божественного ореола.

Вопрос: Изменения какого характера пришли в общество и государство в целом, на ваш взгляд?

Но прежде давайте прислушаемся к строкам Б. Пастернака…

Я пропал, как зверь, в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.

Темный лес и берег пруда.
Ели сваленной бревно –
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я – убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.

Как вы думаете, чем закончит этот умирающий, затравленный писатель своё стихотворение?

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Учащимися делается вывод: А теперь, давайте сравним фотодокументы: быт и жизнь английских рабочих семей и российских начала века. Что называется: найди 10 различий.

Учитель: Давайте вернёмся к началу нашего разговора. Так какие же письма писали люди в 1917 прошлого века? Как отражали они ту эпоху?

Возможно, ли положить на одну чашу благое будущее и травлю друг друга способом самоуничтожения? И если мы говорим сегодня о приоритете человеческой личности как главной ценности, то возможно ли вообще такое сопоставление?

Лично мне, близки в этом плане слова Андрея Вознесенского:

Все прогрессы – реакционны,
Если рушится человек.

Сегодня мы с вами говорили о судьбах и значении для истории маленьких и больших людей. Поэтому закончить наш урок я хотела бы словами ещё одного поэта – шестидесятника Е.Евтушенко

Когда придет в Россию человек,
Который бы не обманул России?
В правительстве такого чина нет,
Но, может быть…когда-нибудь…впервые…
А что он сможет сделать лишь один?
Как столько злоб в согласие он сложит?
Мы ни за что его не пощадим,
Когда он лучше сделать нас не сможет.
Когда придет в Россию человек?
Когда… когда все будут человеки.
Но все чернее и чернее снег,
И всё отравленнее мы и реки.
Не хлеба – человека недород
В России, переставшей ждать мессию.
Когда придет в Россию тот народ,
Который бы не обманул Россию?

Мы все, здесь присутствующие очень надеемся, что ваше поколение вместе с нами и есть тот самый народ. Алесь Адамович как-то сказал: «Мир может спасти только один человек и этот человек – ты». Задумайтесь над этими словами.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы о значении и содержании эпистолярного жанра

На основе полученного кластера предлагается сформулировать тему урока.

Тема высвечивается на доске

Перед учащимися стоит задача, в которой необходимо выделить значимость эпистолярного жанра и сформулировать тему урока

Записывают тему в тетрадь

Постановка цели урока

Вопрос: На какие вопросы в рамках обозначенной темы нам предстоит ответить?

На доске высвечивается план урока:

  1. Причины революции
  2. Участники и их цели
  3. Основные события революции
  4. Характер революции
  5. Итоги и значение.

Учитель предлагает ученикам проблемное задание

  1. Могла ли Россия в начале 1917г. избежать новой революции?
  2. Можно ли революцию 1917 считать частью общеевропейского революционного процесса? (для 9-го класса)
  3. Была ли революция неизбежна или всё-таки…

Учитель определяет, с помощью чего будут добываться знания, объясняет способ работы на уроке, даёт рекомендации, как работать в группе.

Учитель сообщает, какая система оценивания ответов будет использована в конце урока

Ученики формулируют план темы по аналогии с тем, по которому рассматривалась тема: первая русская революция (алгоритм)

Ученики заранее разбиты по группам (6 человек) и специально рассажены, у каждой группы есть рабочий пакет документов, необходимый на уроке

Изучение новой темы

А) Определение причин революции

Учитель предлагает на основе собственного осмысления приступить к написанию писем, в которых в первую очередь должна прослеживаться мысль о том, какими причинами была вызвана революция в России. Обсудить в группе и записать свой ответ на специальном листе ответов, а также себе в тетрадь.

На доске высвечиваются приложения с письмами очевидцев для сравнительного анализа с письмами учеников. Учитель просит каждую группу определить правильность своего ответа

Ученики, работают в специальном листе ответов

По окончанию работы одна из групп озвучивает свою версию, другие могут дополнять или оспаривать, предлагая свои версии

Отвечают на вопросы учителя индивидуально

Б) Выявление участников революции и их настроений

Вопрос:

  1. Какая причина, с вашей точки зрения, главная?.
  2. В каких странах, кроме России, во время Первой мировой войны тоже произошли революции?
  3. Можно ли сказать, что революционный процесс был закономерным?

Делают записи в тетрадь по ходу рассказа учителя и с помощью хронологической таблицы ищут ответ на поставленный вопрос.

Одна из групп озвучивает выполненное задание

Один из учеников выполняет задание у доски

В) Работа с документом

Закрепляющее задание на интерактивной доске: соотнесите события и хроники изображенные на фотодокументах.

Каждая группа выполняет задание, работая с фотографией.

Учитель предлагает проанализировать

Одна из групп высказывает свою позицию. Другие группы могут дополнять

Учитель предлагает послушать стихи поэтов и определить отношение российского общества к революции и высказывает свою позицию на основе стихотворных строк поэтов-шестидесятников.

Самостоятельное обсуждение в группах

Вопросы:

Каков был главный итог революции?

Выдвигают версию об итогах революции

Г) определение характера революции

Учитель предлагает определить характер революции:

  1. по целям
  2. по участникам
  3. по степени организации
  4. по результатам

Каждая группа обсуждает вопрос и формулирует свою позицию.

Д) Итоги революции

Предлагает подвести итоги революции, показывает слайд

Формулируется общая позиция

Е) Ответ на проблемный вопрос

Учитель напоминает проблемный вопрос, поставленный в начале урока и предлагает группам подумать над ним и выработать общую позицию

Подведение итогов

Учитель организует совместное с учениками подведение итогов урока. Выслушивая мнение учеников, учитель даёт краткую оценку работы всех групп и отдельных учеников

Подводится общий итог урока: удалось ли достигнуть поставленной цели урока, какая группа работала более активно, дружно, слаженной командой, кого из учеников можно отметить особо

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся самим оценить свою работу на уроке и работу группы

Самооценка своей работы на уроке

Домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание, построенное дифференцированно

2. Написать заметку в газету о событиях в России февраля-октябрь 1917г. от лица представителя одной из политических партий.

Записывают домашнее задание

Задают вопросы учителю, требующие пояснения

Конспект внеклассного мероприятия -игры -

При проведении мероприятия требуется заранее дать дома учащимся ознакомиться у с темой, приготовить презентации 5-6 слаидов и просмотреть персоналии этого времени, революции 1917 года.

Цель игры: обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об историческом периоде XX века- революции 1917 года, развитие индивидуальных познавательных способностей и наклонностей учащихся в области истории. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордость за героическое прошлое страны, повышение общей культуры общения.

3. Вовлечь слабоуспевающих учащихся в творческую деятельность, воспитать

у них веру в свои силы.

Планируемые результаты:

Игра проводиться между командами класса или командами классов (можно пригласить по 8-9 учащихся от каждого класса, остальные являются зрителями и поддержкой своих команд).

Оборудование.

1. Учебник НВ. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров История России ХХ - ХХI века 11 класс, М., Русское слово, 2009.

2. Презентация "Почему произошли Октябрьские события 1917 г."

3. Раздаточный материал.

4. Документальный фильм. "Октябрь 1917 г.", аудиозапись "Выступление Ленина "Что такое Советская власть".

5. Уголовный Кодекс РФ, гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Правила игровой работы:

1. Умей слушать других.

2. Не шуми.

3. Свое мнение выражай четко.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

1 этап: 5 мин.

Организационный момент.

На нашем уроке-игре приглашены жури, учащиеся 9 классов – 5 учеников. Они оценят работу групп по баллам и подведут итог нашей игре. На выполнение задании отводится определенное время.

2 этап: 5 мин.

Учитель: 1917 г. - это время важных событий в истории нашего государства. Время, о котором постоянно спорят и дискутируют историки. Что же произошло в Октябре 1917 г. Попробуем, и мы разобраться с этими событиями. Сегодня у нас будет не просто урок, а урок – игра, так как наша страна отмечает 100-летие Октябрьской революции, мы с вами будем проходить эту тему в 9 классе, поэтому командам- классам было дано задание самостоятельно прочитать сведения о периоде революции в России 1917 года, и подготовить презентацию «Революция 1917 года».

Эпиграфом урока-игры служат слова В. Понамарева. Рассказывает учащийся 7 класса.

Белые, красные, красные, белые,

Что же вы братцы с Россию сделали.

Вы же страну свою обескровили,

Обильно землицу кровушкой полили.

За землю, свободу, светлое царство,

Надумали вы насмерть сражаться.

В схватке смертельной рубили друг, друга,

Правда на правду, честь на заслугу.

Словно ослепли все в эту годину,

Брат шел на брата, отец шел на сына.

Ненависть словно вселилась в сердца,

Шли на пролом, шли до конца.

Нету страшней наказанья у Бога,

Братоубийство, в пропасть дорога.

Кто- то окрасил нас в эти цвета,

Ведь правда на свете лишь только одна.

Помните люди Великой России,

Какую мы цену за жизнь заплатили.

Не нужно ошибок опять совершать,

Россия одна у нас родина мать.

Сейчас каждая команда представляет презентацию (5 слаидов) о периоде революции.

За верное изложение событий команды получают 3 балла и время на защиту презентации 5 мин.

Чтобы прочувствовать настроение населения, нужно погрузиться в обстановку того времени, поэтому на столах лежат задания на представление мнений каждого слоя населения, через 8 – 10 минут, нужно представить вывод по каждой группе населения (подвести итог о наболевших проблемах каждого слоя населения.). За работу 3 балла и время выполнения 10 мин.

Группа Помещики и буржуазия

1. Завод владелец: а у меня до войны в нескольких городах фабрики и заводы были, ткани одежду выпускали, посуду всякую, так кто ж теперь все это купит? Денег у людей нет, а меня все склады товарами забиты. Себе в убыток работать негоже. Придётся закрываться до лучших времен и людей увольнять.

2 Завод владелец: Знать надо, какую продукцию выпускать. Ныне у государства спрос на военную продукцию. Мои пушки, да винтовки как пирожки горячие уходят, кому война, а кому мать родная никогда столько не зарабатывал. А если победим, вы представляете сколько новых рынков сбыта и источников сырья прибавится, озолотеем.

2 Помещик. Вам то в городе можно до победы ждать, а у нас на полях и работать то некому, в батраки приходят бабы, дети, да старики наниматься и все безлошадные. Много ли напашут, мужиков то на фронт забрали, а возвращаются покалеченные. Голодные крестьяне малоземельные озлоблены, бунтуют часто, грозят самовольно землю отобрать. Куда только это правительство смотрит, порядок навести не может, одни обещания.

Группа КРЕСТЬЯНЕ

1. Нас тут злыми называют!!!- А как не злиться то? Был земли клочок, да лошадка- кормилица, хоть какой-то урожай собирали, да у помещика батрачили, пусть копейки, да зарабатывали. А теперь… Мужиков – на фронт, лошадей – на фронт, фураж заготовь, отберут, продразверсткой замучили.

2. Кому пахать то теперь? Бабам с детьми? И стариков вместо лошадей запрягать? Сколько мужиков калеками с войны вернулось? Им как жить? За что они там кровушку то поливали? Что разбогатели, что ли от этой войны? Кому она нужна то?

3. Что ж за власть то у нас такая, что готова свой же народ голодом задушить?

4. Что нам эта власть? Землю не дает, войну ведет. Долой такую власть!!!

Группа РАБОЧИЕ

1. Мужиков- наших кормильцев на фронт позабирали, чем детишек своих кормить теперь? Вот старшенького на заработки отправила, а ему 12 лет отроду, телеги разгружать, да тяжести таскать уже придется, есть, что-то надо. Сама стиркой подрабатываю, вон сколько солдат, да матросов скопилось в городе. Раньше- то я на ткацкой фабрике работала, а муж на Путиловском заводе, на жизнь хватало. А теперь все позакрывали, работы не найти, и не знаю, живой ли муж, где и за что воюет…

2. А мой – калекой с фронта вернулся, без ноги… Какой из него работник теперь… Вон у соседки мужика не брали на войну, и работает, и деньжата, хоть и небольшие есть, да с ней вчера от рассвета до заката в очереди за хлебом простояли, так и не купили ничего, не привезли хлебушка. Да и на чем привезти то? Все железные дороги эшелонами забиты.

3. И когда только эта война закончится! Сколько людей гибнет на фронте? Сколько изувеченных, сколько сирот голодных по городу побираются!!! Куда только эта власть смотрит?!

4. Власти только обещают, да толку то. Вон свободу всем дали, тюрьмы открыли, на улицу страшно выйти. Либо воры, либо мародёры. Везде митинги, да разборки, на словах все знают, как жить надо, а что людям дали? Нищету, голод, безработицу и войну, которой нет конца….

Группа народы России

1. Россия наша родина и другой у нас нет. Так доколе ж мы у себя дома гостями будем?

Почему мы не можем так же свободно, как великороссы развивать свой язык, свою национальную культуру?

2. Почему нам не позволяют создавать свои национальные местные органы власти и занимать государственные должности? Мы хотим, чтобы наши дети не забывали свой родной язык и могли изучать его в школах.

3. Вместе с русскими братьями мы воюем на фронте против общего врага, и страну свою мы любим, а потому и хотим истинного равноправия и справедливости.

4. А это правительство только обещает: Дождитесь Учредительного собрания после победы в войне. Долой такое правительство и войну долой!!!

УЧИТЕЛЬ: Итак, мы выяснили причины надвигающейся новой революции. Благодаря работам команд, следующий этап- персоналии.

Каждая команда получает фотопортрет и характеристику, нужно назвать имя этого человека, участника 1917 года. Время 5-6 минут и 1 балл за верный ответ.

1 команда - последний российский император из династии Романовых в 1894–1917 гг. Сын Александра III и императрицы Марии Федоровны. С 1894 г. женат на принцессе Алисе Гессенской (Александре Федоровне). Имел дочерей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и сына Алексея. Получил домашнее образование. Среди учителей своим влиянием на Николая и всю царскую семью выделялся К.П. Победоносцев, который проповедовал сохранение основ самодержавного строя любой ценой. В начале царствования Николай II поддержал реформаторские начинания С.Ю. Витте. В условиях революции 1905–1907 гг. был вынужден согласиться подписать Манифест 17 октября 1905 г., в котором «даровал» народу буржуазно-демократические свободы и законодательную думу. Реформы П.А. Столыпина поддержал как неизбежную плату за выход из революционного кризиса, а затем стал препятствовать деятельности министра-реформатора. (Николай 2).

2 команда - генерал-лейтенант, барон, окончил Горный институт и Академию Генштаба. Участник русско-японской и Первой мировой войн. С 1919 г. – командующий Кавказской Добровольческой армией. В 1920 г. – преемник А.И. Деникина на посту командующего Вооруженных сил Юга России. Проводил в Крыму и на юге Украины так называемую левую политику правыми руками: раздачу земли крестьянам на правах собственности, введение свободы торговли, снятие национальных ограничений. После поражения в Крыму вместе с остатками войск эмигрировал, создал в Париже в 1924 г. «Российский общевоинский союз» (РОВС). (Врангель Петр Николаевич)

3 команда -

профессиональный военный, адмирал (1918). Из семьи морского офицера. Окончил Морской корпус. Участник русско-японской и Первой мировой войн, в 1916–1917 гг. командовал Черноморским флотом. После Февральской революции до октября 1918 г. находился в Великобритании и США. В ноябре 1918 г. вернулся в Россию. Свергнув эсеровское правительство в Омске, принял титул Верховного правителя Российского государства и звание Верховного главнокомандующего. После провала своего наступления в марте 1919 г. пытался собрать силы для нового похода, но из-за прекращения материальной помощи со стороны США и стран Антанты его проект не удался. В январе 1920 г. Колчак был арестован чехами вблизи Иркутска, передан эсерам, которые, в свою очередь, выдали его большевикам. Расстрелян в феврале 1920 г.

(Колчак Александр Васильевич)

4 команда. Юрист. Приобрел известность своими выступлениями на судебных процессах в защиту революционеров. Лидер фракции трудовиков в IV Государственной думе. В 1917 г. занимал следующие посты во Временном правительстве: март – май – министр юстиции; май – сентябрь – военный и морской министр; с 8 июля – министр-председатель правительства; с 30 августа – верховный главнокомандующий. После переворота в октябре 1917 г. пытался вместе с генералом П.Н. Красновым организовать сопротивление большевикам. Умер в эмиграции. (Керенский Александр Федорович)

Последний этап посвящен подведении итогов темы. Мы должны понять, чем закончились события революции 1917 года. Работа с текстом, исправьте исторические ошибки. Работа рассчитана на 10 минут и оценивается 4 балла.

Российская империя пала, но её место заняла империя Советская, которая на несколько десятилетий стала одной из двух стран (вместе с США), возглавившей мировое сообщество

Царя сменил Сталин, приобретший значительно большие чем любой российский император, полномочия

Идеология католичества сменилась коммунистической (православия)

Россия (точнее Советский Союз) в течение нескольких лет превратилась из аграрной в мощную индустриальную державу

Грамотность населения стала всеобщей

Советский Союз добился вывода образования и медицинского обслуживания из системы товарно-денежных отношений

В Германии не было безработицы (СССР)

В последние десятилетия руководство СССР добилось почти полного равенства населения в доходах и возможностях

В Советском Союзе отсутствовало деление людей на касты (богатых и бедных)

В многочисленных войнах, которые вела Россия в годы Советской власти, в результате террора, от различных экономических экспериментов, погибли десятки миллионов человек, судьбы наверняка стольких же людей были сломаны, исковерканы, миллионы покинули страну, став эмигрантами

В России (СССР) на практике полностью отсутствовали демократические закрепощения- слова, совести, демонстраций, митингов, печати (хотя и декларировались в Конституции) (свободы).

Подведение итогов- 10 мин.

Учитель:

1. Мы познакомились с темой «Октябрьские события 1917 г»

Да, в октябре 1917 г. произошла революция, в результате которой к власти пришла партия большевиков, но в развязывании Гражданской войны повинны все участники тех событий.

Подробнее с темой Октябрьская революция вы познакомитесь в 9 классе.

Подведение итогов мероприятия и награждение грамотами команд.

Самоанализ внеклассного мероприятия -игры:

«День истории (100- летие революции) среди учащихся 7 классов»

Урок-мероприятие проходил в рамках ежегодно Дня Науки в школе по тематике: «Празднование 100-летия революции», день истории – пятница 23.03.2017.

Урок проходил среди команд – 10 человек от 7 классов А. Б, В, остальные учащиеся этих классов являлись зрителями. Мероприятие проходило от 24.03.2017г.

Цель мероприятия - игры: обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об историческом периоде XX века- революции 1917 года, развитие индивидуальных познавательных способностей и наклонностей учащихся в области истории. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордость за героическое прошлое страны, повышение общей культуры общения.

Задачи: 1. Научить самостоятельно работать с историческими источниками,

дополнительной литературой, подбирать материал по теме.

2. Развивать умения работать в команде, высказывать и защищать свою точку

зрения, быстро и кратко давать ответ на поставленный вопрос.

4. Вовлечь слабоуспевающих учащихся в творческую деятельность, воспитать у них веру в свои силы.

Планируемые результаты:

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Метапредметные: умение мобилизовать свои силы для решения познавательных задач,

Познавательные: владение умением работать с учебной информацией

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира

Тип урока: урок комбинированный

Структура урока включала следующие элементы:

1. Организационный момент (5 мин).

2. Объяснение нового материала (5 мин)

3. Командная работа (20 мин).

4. Подведение итогов урока (10 мин)

Организация урока:

Учащиеся организационно были готовы к уроку. Самостоятельно подготовили тему и изложили ее в презентации.

Был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие

деятельности учителя и деятельности учащихся в соответствии с

поставленными задачами.

Для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при

изложении нового материала использовались яркие примеры (презентации), факты, учащиеся подключались к их обсуждению, побуждались к подкреплению теоретических положений собственными примерами. Задания для самостоятельной работы позволили осуществить первичный контроль за усвоением нового материала. Примененные с этой целью задания носили проектировочный характер, что способствовало более глубокому анализу учащимися пройденного материала.

Мероприятие дало возможность научиться и закрепить навыки командной работы

Дало возможность в будущем приложить знания на уроках истории

Познакомиться с новым периодом истории

Более сильные учащиеся решали непосредственно задания в командах, слабые могли помочь дополнить командам, чтобы принести в команды дополнительные баллы.

Методы обучения дали развить учащимся самостоятельный поиск информации

Контроль за работой учащихся осуществлял учитель, помогал из команды затруднялась с формами работы

Отбор учебного материала:

Методы и приемы работы учителя на уроке:

Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами, содержанием мероприятия и с учетом отсутствия учебников у учащихся. Основными методами были командная работа по заранее подготовленному материалу. Репродуктивная деятельность учащихся дополнялась творческой за счет постановки проблемных вопросов при изложении нового материала и использования проектировочных заданий в самостоятельной работе.

Общая оценка урока:

Структура и содержание мероприятия способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для учащихся. С классом установлены диалоговые формы общения, при которых учащиеся свободно высказывали свою точку зрения. Урок был завершен правильно. Итоги подведены. С поставленной целью и задачами справились.

Предложения по повышению эффективности урока:

1. Учить учащихся слаженной работе в группах.

2. Умению пользоваться раздаточным материалом

Историк Миллер: шанс вырваться с периферии Россия утратила в 1917 году, и навсегда

Во вторник, 10 октября, в Тюмени в рамках проекта «Губернаторские чтения» с лекцией «История и политика: как наше настоящее и будущее связаны с нашим прошлым» выступил доктор исторических наук, профессор Европейского университета (Санкт-Петербург) и Центрально-Европейского университета (Будапешт) Алексей Миллер. Znak.com выслушал профессора и сделал конспект его речи.

После Февраля разрушение государства остановили муниципалитеты

Есть распространенное мнение, что в Феврале было нормально, а после Октября все пошло не так. С моей точки зрения, уже в Феврале было не очень хорошо, и вот почему. Во-первых, произошло обрушение государственной системы. Еще в 1916 году Россия была единственной из воюющих стран, в которой не ввели продуктовые карточки: в них не было необходимости, империя производила достаточно продовольствия. Карточки впервые появились в Петрограде в 1916 году - на сахар. И лишь потому, что народ изобретательно обходил запрет на спиртное. А после Февральской революции карточки ввели повсеместно.

Еще один факт: за три года Первой мировой войны цены на продовольствие в России выросли на 250% при росте зарплат на 150%. Это соотношение, может, и не самое лучшее, но оно было терпимым, все-таки шла война. К лету 1917 года рост цен на продовольствие исчислялся уже не сотнями, а тысячами процентов.

Следующий момент: с марта и до лета 1917 года в России с невероятной энергичностью формируется культ Керенского. Это значит, что не большевики, не Сталин придумали феномен культа личности. Этот элемент политической культуры проявился в феврале – марте с особой отчетливостью, потому что на месте монархии возник вакуум.

Именно с Февраля началось обрушение государства. В то время, через несколько лет войны, было ясно, что она - на выносливость. Речь не шла о том, что одна из армий должна взять Москву или Берлин: выиграет тот, кто устоит. Расшатывание же армии привело к иррациональному и трагическому решению о наступлении летом 1917 года. Оно принималось просто из-за боязни потерять контроль над армией. Логика была такая: а вдруг повезет и мы восстановим контроль над войсками?

Что касается Октября. Когда после революции система пошла в разнос, катастрофы все-таки не произошло. В условиях обрушения государственных структур все проблемы как атланты на плечи приняли на себя муниципалитеты. К моменту революционного кризиса они стали достаточно зрелыми, политически опытными и смогли взять на себя груз ответственности. Городская реформа [Александра II] 1870 года создала пространство для возникновения политической субъектности в муниципалитетах (это о том, с какого уровня мы можем начинать строительство демократических процедур сегодня).

Когда муниципалитеты были уничтожены советами и дезертирами, массово покидавшими поля сражений с осени 1917 года, начался голод, бегство людей из городов, массовое распространение заболеваний.

Современная Европа родилась из противостояния красной угрозе

Часто, рассказывая о начале XX века, мы говорим, что империи были такими отжившими формами, которые находились под давлением националистических течений, идей о создании национальных государств и под этим давлением обрушились в 1917 году. Это заблуждение. На момент войны ни в одной из участниц (Османская, Российская империи, Габсбургская монархия) не было националистических движений, которые представляли бы для них угрозу.

Об этом свидетельствует, например, известный меморандум Дурново - записка, отправленная Николаю II в феврале 2014 года членом Госсовета, бывшим министром внутренних дел Петром Дурново. В ней он предупреждает императора, что не надо вступать в войну. Дурново, кстати, предрекает, что враги для дестабилизации обстановки будут подпитывать националистические движения внутри страны. Но не здесь он видит угрозу («Мы со всем этим справимся»). Социальная революция - вот что обрушит империю. При этом неважно, кто будет выигрывать: если мы - то революция начнется у немцев, если они - у нас. Но независимо от того, кто проиграет, через год она случится и у победителя. Дурново был абсолютно прав, так и произошло.


Когда стало ясно, что война идет на уничтожение, ее участницы действительно начали поддерживать сепаратистские настроения в тылах противника. Этим занималась и Российская империя, и Германская, и другие. Но речь тогда шла лишь о масштабах вероятной автономии националистов, которую можно будет получить в новом поствоенном имперском порядке. Представления о том, что национальные государства являются нормой, было чуждо тому времени.

Эту ситуацию изменили большевики. Во-первых, они провозгласили право наций на самоопределение. Во-вторых, уничтожили Российскую империю как легитимный субъект мирового устройства и тем самым оказали влияние на карту Европы. Когда у вас в центре карты оказывается неисправимо нелегитимный режим, вы начинаете искать новые способы сборки и мобилизации для противостояния «красной угрозе». Маннергейм, Пилсудский, Антонеску, возможно, Скоропадский, - все они стали лидерами через подавление революций в своих странах. Через противостояние красным легитимируются эти авторитарные режимы национальных государств межвоенной Европы. Все, что случилось потом, в 30-, 40-е годы, отчасти связано с этим.

Лучше - уже было

Любая революция открывает какие-то пути, прежде закрытые. Но когда открывается дверь в один коридор, захлопываются другие. И надо понять, в какой коридор закрылись двери в 1917 году. Сегодня же у историков нет вообще никакого консенсуса по ключевым вопросам, нет понимания, что из себя представляла Российская империя к 1916 году.

Средние темпы промышленного роста были 6,5% - самые высокие в мире. Сельское хозяйство подвергается трансформации в результате столыпинской реформы, в аграрной сфере происходят тектонические сдвиги, хотя сама реформа остается предметом крайне политизированных оценок.


Затем - интеллектуальный потенциал страны. Туполев, Яковлев, Королев, Зворыкин, Сикорский, Игнатьев, Бахметьев, Флоренский - что это за люди? Молодые, необычайно энергичные, высоко образованные, некабинетные ученые, изобретатели и прикладники. Они были ориентированы на создание принципиально новых отраслей производства - авиации, телевидения, электрогенерации, промышленной химии…

Чтобы понять масштаб этой группы людей, вспомним такой случай. В 1914 году [с началом войны] была произведена временная национализация немецких компаний, работавших в России, таких как Siemens. Но это был не отъем собственности с концами. Было сказано: мы берем на себя управление вместо иностранных менеджеров, а они отправляются домой как подданные враждебных государств. И никакого кризиса не случилось. Русские ребята, которых поставили замещать иностранный менеджмент, справились. С моей точки зрения, это означает, что именно в это время у России начинал формироваться все более отчетливый шанс выпрыгнуть с периферии и стать частью ядра мировой экономической системы. Потому что если вы создаете новую отрасль, вы получаете премию к рынку за счет лидерства. В дальнейшем это привело бы к улучшению условий труда рабочих, которые были не так уж и ужасны, кстати. Средняя продолжительность рабочего дня в России была 9-9,5 часов при четырех выходных в месяц - по воскресеньям. Для сравнения, в Японии эти показатели составляли 14 часов и два выходных в месяц.


Вспомню по этому поводу любимый анекдот. К старому большевику приходят молодые и спрашивают: «Когда же будет лучше?» А он им отвечает: «Лучше - уже было». Вот и в России то же самое, лучше уже было. Шанс вырваться с периферии был утрачен в 1917 году, и, боюсь, навсегда.

АП одновременно заказывала два учебника истории: просталинский и антисталинский

Современная российская власть по-разному относилась к событиям 1917 года. Ельцин после неудачного суда над КПСС махнул рукой на историков: «платить им не будем, пусть делают что хотят», и тогда было отличное время: нам действительно не платили, но много хорошего было сделано. В нулевые Владимир Путин с самого начала прихода к власти занялся флагом и гимном. Насчет флага он договорился с демократической частью думы, а насчет гимна - с коммунистами, и все как-то устаканилось. Идея инклюзивности (и имперская история, и советская история - «все это наше») стала основной тенденцией.


Но при этом нужно со Сталиным разбираться, с коммунистическим наследием, все время какие-то необъяснимые недоговоренности происходят. Администрация президента долго подходила к истории государства с сугубым прагматизмом. Кто следил, тот знает, что в свое время по заказу АП готовился и был подготовлен учебник Филиппова, где со Сталиным обходились нежно. Но параллельно - и тоже по заказу и при финансировании АП - готовился другой учебник, Зубова, который построен на антикоммунистических и исключительно монархических позициях. То есть в АП смотрели: что получится, кто нам что сможет предложить.

Герои России - не предприниматели, а генсеки, цари и полководцы. Иногда Пушкин

Один из ключевых механизмов, формирующих человека как общественное существо, - стыд. Это очень важно. Если история у вас состоит сплошь из побед, славы и достижений, вы не воспитаете нормального человека, он должен уметь испытывать еще и стыд, горечь. Если умеет - тогда политика работает в правильном направлении.

Обратите внимание: сколько ни проводили соцопросов «кто у нас выдающиеся люди?», это всегда цари, генсеки и полководцы. Иногда Пушкин. Изредка еще Сахаров возникает - как создатель водородной бомбы.

А где предприниматели? В [официозной] истории они появились только там, где занимались чем-то нетипичным: Третьяков, Морозов. Картины собрал, отдал - молодец, мы тебя запомним (правда, коллекцию разделим так, что не узнаешь).

Но в любом городе, вы посмотрите: в каком здании больница, в каком картинная галерея? Все это строилось предпринимателями. Мы рассказываем о [Майкле] Блумберге, ставшим мэром Нью-Йорка и отказавшимся от зарплаты. А у нас был [в 1885–1893 гг.] мэр Москвы [предприниматель Николай] Алексеев, он тоже не получал зарплату годами, пока его какой-то сумасшедший в кабинете не застрелил.

В ЕС идея ответственности за холокост сменилась отрицанием тоталитаризма вообще

В современной Европе происходит демонтаж краеугольного камня прежней западноевропейской «культуры памяти» - признания ответственности за холокост, преступление преступлений, как его называют, The crime of the crimes. Прежняя конструкция обладала некоторыми важными свойствами. В частности, если у вас в центре всей картины находится главная жертва, то вы уже не можете присваивать в рамках этой «культуры памяти» статус жертвы себе.

Где-то с 2004 года новые члены Евросоюза из Восточной Европы и Прибалтики, едва вступив в ЕС, сразу повели работу по замещению этого консенсуса новым. Прошлая «культура памяти» им не подходила, так как их национальные нарративы (например, у прибалтов, поляков) построены вокруг темы «мы как жертва». Это одна причина, вторая -в Восточной Европе более 20 млн евреев были убиты не в газовых камерах, а пулями, топорами и палками, были закопаны и сожжены заживо и очень часто - при участии местного населения. И люди, которые участвовали в этом, потом боролись с советской властью и героически пали в борьбе с ней. Возникла некая проблема, и было предложено поставить в центр концепцию тоталитаризма и страдания народов от него.


Два режима оказались уравнены в рамках этой парадигмы. В 2009 году эта «культура памяти» победила и европарламент принял закон о создании мемориального Дня памяти жертв тоталитарных режимов и пошло многообразное обслуживание этой концепции.

Что делать России в этой ситуации? Первый вариант - продолжать соревноваться в плевках, как это делает сейчас министр культуры Мединский. То есть ему поляки говорят: мы хотим поставить в Смоленске 100-метровый памятник погибшему в авиакатастрофе президенту Качиньскому. Мединский отвечает: сначала вы поставьте на вашем центральном кладбище памятник нашим замученным красноармейцам. Это не диалог, так никто ничего не получит.

Есть второй вариант - не ввязываться в эту войну, игнорировать ее. Это более продуктивно.

История жива и чему-то учит, пока мы о ней спорим. Перестали говорить - перестала существовать. У нас неуклюжая «политика памяти», но есть пространство для артикуляции любых взглядов на эту тему. Такое пространство необходимо и в других сферах общественной жизни.

Библиотечно-информационный комплекс (БИК) приглашает на виртуальную выставку, посвященную 100-летию Октябрьской революции 1917 года в России.

На виртуальной выставке представлена и литература советских времен, и современная, отражающая диаметрально противоположные взгляды авторов на события 100-летней давности.

В 2017 года мы отметим 100-летие Октябрьской социалистической революции. Год столетия революции — хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории.

Трагичная и великая одновременно, история страны нашей запечатлена в памяти народной, в подвигах и свершениях многонациональной общности людей, объединенных великими идеями Мира, Равенства, Братства, Счастья народов земли, в художественных произведениях всех жанров, видов искусства, в достижениях и открытиях, позволивших реализовать самые смелые мечты.

Близится 7 ноября 2017 года, и чем ближе эта дата, тем ожесточеннее становятся споры, тем шире спектр мнений и оценок событий столетней давности. Как правило, участники таких споров немедленно занимают две противоположные позиции.

Одни приводят доказательства, указывающие на историческое значение Октябрьской революции 1917 года, другие стремятся аргументированно показать, что ничего особенного с исторической точки зрения не происходило и это событие можно поставить в ряд с другими вооруженными восстаниями и переворотами, которых история человечества насчитывает не один десяток. Нередко можно услышать мнение, что Октябрь - это «бесчеловечная трагедия», ответственность за которую лежит на большевиках. Следует отметить, что практически во всех диспутах явно или неявно присутствует вопрос: в каком ключе будет отмечаться это памятное событие в нашей стране, не пройдет ли оно так же «незамеченным», как в последние десятилетия? Почему «спорщики» постоянно выдвигают противоположные мнения, из которых практически невозможно определиться с этим вопросом?

После Февральской революции и свержения Николая II власть в Российской Империи перешла к Временному правительству во главе с Керенским. В стране возникла неопределенность. На фабриках и заводах, в армии начали стихийно образовываться Советы, которые впоследствии сыграли ключевую роль. Эту роль первым обозначил В.И. Ленин в известных «апрельских тезисах»:

«Создание республики Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху. Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней зарплаты хорошего рабочего. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны Совета рабочих депутатов. Переход к контролю со стороны Советов рабочих депутатов за общественным производством и распределением продуктов».

Именно эти тезисы после событий Октября 1917 года стали фундаментом для возведения в России нового типа государства, основанного на социалистическом владении собственностью и ведущей роли пролетариата (угнетаемые слои общества), который сам создает и контролирует власть. На политической карте мира появились буквы РСФСР, а позже - СССР.

Следует не «забывать», как это присуще практически всем «спорщикам», что построением нового типа общества руководила партия большевиков, опиравшаяся на революционную теорию, известную под названием «марксистская теория». Новое государство - Страна Советов - выдержало беспрецедентно жестокую схватку с внутренними врагами, вступившими в сговор с интервентами стран Антанты (Гражданская война). «Коммунистические идеи» стали распространяться по всему миру, коммунистические партии были образованы в большинстве стран.

Даже в сердце капиталистической Америки известный писатель Джон Рид, свидетель и участник Октябрьской революции 1917 года, организовал Коммунистическую рабочую партию. В своей книге об Октябрьской революции - «Десять дней, что потрясли мир» - писатель отразил «изумительное чувство свободы» и понимания со стороны обычных людей, отметил, что мир полностью изменился и люди сами изменились. Результаты этой революции превзошли ожидания всего мирового сообщества.

Гигантский шаг в развитии России от «лапотной» до «сверхдержавы» сегодня никто не подвергает сомнению. Однако в вопросах влияния Октября на события в жизни народов всего мира по-прежнему можно встретить самые разные суждения.

Американский режиссер Оливер Стоун, специализирующийся на съемках документальных фильмов о важных исторических событиях в мире и создавший известный фильм «Украина в огне», о событиях 1917 года высказывается следующим образом:

«После революции 1917 года в России американцы были напуганы, опасались влияния идей большевиков на рабочий класс в США. Во власти и деловых кругах отношение к революции было негативным с самого начала, и это никогда не менялось. В годы правления президента Вудро Вильсона США направляли войска в Россию, чтобы разгромить революционеров. Америка признала СССР только в 1933 году при Франклине Рузвельте».

О влиянии Октябрьской революции на последующее мироустройство пишет и главный печатный орган британских коммунистов - газета «Morning Star»:

«Вклад коммунистов стал ключевым, они были на передовой в освободительной борьбе в Китае, Вьетнаме, на Кубе, в Южной Африке и многих других странах. Под влиянием социалистического лагеря прошли антиколониальные движения во всем мире. Соцлагерь их обеспечивал всем - от дипломатической поддержки в ООН, до финансирования и поставок оружия, когда это было необходимо».

В настоящее время некоторые политики и философы пытаются объяснить факт Социалистической революции не как закономерное развитие общественных отношений, а как исключительное, сугубо российское явление, как результат заговора кучки большевиков. В своих объяснениях такие теоретики тщательно избегают понятия «классовая борьба» (общественная категория). Естественно, в данной статье мы не имеем возможности подробно остановиться на этом понятии, однако заметим, что классовая борьба возникла объективно и существует издавна, проявляясь в различных исторических формах.

Достаточно вспомнить восстание итальянских рабов, руководимое Спартаком, которое в античные времена было, как утверждают историки, самым мощным организованным выступлением угнетенных и нанесло сильнейший удар по господствовавшему рабовладельческому строю.

Историки могут перечислить десятки крупных крестьянских восстаний в Российской Империи, множество буржуазных революций в других странах. Конечно, большинство этих восстаний и революций терпели поражение, но идеи «свободы, равенства, братства» никуда не исчезали и приносили новые плоды. Действительно, казалось бы, что надо людям? Человечество развивалось и двигалось вперед, все шло своим чередом - а «бунты» не прекращались. Мыслители прошлых веков не раз искали этому причину.

Нашли. Оказалось, что во всех предыдущих общественно-экономических формациях неизменным оставалось классовое разделение людей, менялись формы, но суть эксплуатации и угнетения одних другими оставалась неизменной. Рабовладельцы сменялись феодалами, феодалы - помещиками и капиталистами.

Октябрьская революция существенно изменила такое положение в общественной жизни людей. Впервые в революционной борьбе масс была поставлена задача построения нового, бесклассового общества. Руководство решением такой задачи взяла на себя партия большевиков, опираясь на определенную революционную теорию. В данной статье мы не имеем возможности остановиться подробно на этой теории, отметим только, что эта теория опирается на немецкую философию, английскую политическую экономию и французский социализм.

Таким образом, далеко не полный и не углубленный обзор исторических событий, связанных с Октябрем 1917 года, подтверждает положение: Октябрьская революция - это событие мирового масштаба. Это также означает, что 100-летие этого события будет отмечаться народами всего мира.

Один из подходов к событиям Октября уже сейчас проявляет свою суть - это идея «примирения всех эпох». «Уроки истории нужны нам для примирения», - отметил Президент РФ В.В. Путин, а также подчеркнул, что никто не может запретить людям свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию в политике, экономике, средствах массовой информации, и призвал к укреплению единства российского народа.

Такой же взгляд, но в более развернутом виде был сформулирован на круглом столе «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации». Автор - министр культуры России Владимир Мединский. Этот взгляд состоит из пяти тезисов, указывающих, каким образом российский народ может достигнуть «национального примирения»:
- признание преемственности исторического развития от Российской империи через СССР к современной Российской Федерации;
- осознание трагизма общественного раскола;
- уважение к памяти героев обеих сторон, искренне отстаивавших свои идеалы и невиновных в массовых репрессиях и военных преступлениях;
- осуждение идеологии революционного или контрреволюционного террора;
- понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных «союзников» во внутриполитической борьбе.

Свое осмысление Октябрьской революции высказали и представители церкви, главным посылом которых была также «идея примирения на основе религии»: «Когда-то разрушение храмов, массовые убийства верующих стали ужаснейшей страницей национального разделения, теперь мир вокруг возвращенных церквей должен стать олицетворением согласия и взаимного прощения - белых с красными, верующих с неверующими, богатых с бедными», - сказал патриарх на заседании Высшего церковного совета РПЦ в храме Христа Спасителя.

Совсем неожиданную идею выдвинул лидер Коммунистической партии РФ Геннадий Зюганов: «Если мы будем опираться на все лучшее в этой эпохе, мы много добьемся. Наша задача - соединить все три эпохи: имперскую, советскую и нынешнюю».

О празднике

Более 70 лет этот «красный день календаря» был главным праздником страны. Большую часть ХХ века миллионы наших сограждан в трёх поколениях праздновали 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции.

Праздник, официально называемый Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, впервые был отпразднован в 1918 году, а выходным стал с 1927 года. Впервые государственное празднование не проводилось 7 ноября 1991 году, однако сам день 7 ноября оставался выходным вплоть до 2005 года.

В 1996 году указом Ельцина он был просто переименован и стал называться День примирения и согласия. В конце 2004 года Государственная Дума приняла закон, по которому этот праздник отменялся, а вместо него вводился новый праздник с выходным днём — 4 ноября, который получил название День народного единства.

Документальное наследие Великой российской революции: Коллекция Электронной библиотеки Государственной публичной исторической библиотеки России

Петроград 1917-го года: что, где, когда. Проект Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина к 100-летию Революции в России

Тематический комплекс «Российская революция 1917 г.» Федерального архивного агентства (122 тыс. электронных копий архивных документов

Публикации в прессе

Поляков С.А. Действия отдельных частей бывшей русской Императорской гвардии в период Октябрьской революции.-2013.-№ 4.

Книги издательства "Прометей"

Воронин В.Е. Отречение: Император Николай II и Февральская революция.-М.: Прометей, 2017 (Книгу можно приобрести в издательстве)

Книга посвящена деятельности Николая II в канун и в ходе Февральской революции 1917 года. На конкретных примерах дан анализ состояния политической системы Российской Империи и русской армии перед февралем 1917 года, показан процесс созревания предпосылок переворота, прослеживается реакция царя на захват власти оппозиционными и революционными силами, подробны рассмотрены обстоятельства отречения Николая II от престола и крушение монархической государственности в России.


Чураков Д.О. Новейшая история Отечества. Курс лекций. Ч. 1: 1917-1941 годы.-М.: Прометей, 2013 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Znanium.com)

Пособие посвящено важному этапу новейшей отечественной истории. В нем разбираются сложные дискуссионные вопросы воз- никновения и развития в России советской цивилизации. При этом советский этап рассматривается как органическая часть всей рос- сийской истории, а СССР - как историческая форма существования нашей страны. Опираясь на новейшие тенденции в историографии, курс лекций подробно освещает такие темы, как причины победы большевиков в революции 1917 г. и гражданской войне 1918- 1922 гг., строительство социалистического общества в 1920-1930-х годах, обретения и потери на этом пути .

Чураков Д.О. В битвах за историзм: проблемы изучения Великой Русской революции 1917 года и постреволюционного режима.-М.: Прометей, 2016 (Полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Book.ru)

Книга посвящена напряжённому периоду новейшей отечественной истории с конца XIX века по 1941 год. В ней отражены основные подходы и выводы автора по проблемам предпосылок, развития и результатов революции 1917 года. Рассматриваются национальные особенности эволюции в России государства и гражданских институтов в условиях перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особое внимание уделено рабочему движению — как при Временном правительстве, так и в период самых ранних мероприятий советской власти. Автором впервые в историографии ставится проблема трёх кризисов советского правительства, последовавших вскоре после Красного Октября в конце 1917 — первой половине 1918 года, а так же их влияния на становление новой отечественной государственности. Анализируется установившийся в стране по итогам революции большевистский режим и советский вариант консервативной модернизации.

Чураков Д.О. 1917 год: Русская государственность в эпоху смут, реформ и революций.-М.: Прометей, 2017 (Книгу можно приобрести в издательстве) В монографии, приуроченной к столетнему юбилею Революции 1917 года, автор исследует один из наиболее актуальных в наши дни вопросов — роль в отечественной истории российской государственности, его эволюцию в период революционных потрясений. В монографии поднят вопрос об ответственности правящих слоёв за эффективность и устойчивость основ государства. Нашироком фактическом материале показана гибель традиционной для России монархической государственности, эволюция власти и гражданских институтов в условиях либерального эксперимента и, наконец, восстановление крепкого национального государства в результате мощного движения народных масс, которое, как это уже было в нашей истории в XVII веке, в Октябре 1917 года позволило предотвратить гибель страны. Автор подробно разбирает становление мобилизационного режима, возникшего на волне октябрьских событий, показывая как просчёты, так и успехи большевиков в стремлении укрепить революционную власть.

Щагин Э.М. Становление советской политической системы /Э.М. Щагин, Д.О. Чураков, В.Ж. Цветков.-М.: Прометей, 2011 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Znanium.com)

Пособие посвящено одному из самых сложных и драматич- ных этапов отечественной истории. В нём раскрываются основные механизмы развития советской политической системы с момента её возникновения до начала Великой Отечественной войны. Особое вни- мание авторы пособия уделяют неоднозначным, дискуссионным во- просам развития нашей страны в 1917-1941 гг. В частности, большое внимание уделено кризисам, которые переживал советский режим на этапе своего становления, политической борьбе внутри правя- щей партии.

Издания из фонда Библиотечно-информационного комплекса Финансового университета

Ацюковский В.А. Работы В.И. Ленина 1917 г. и Вторая социалистическая революция.-М.: Директ-Медиа, 2014 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Университетская библиотека онлайн)

В книге с современных позиций дан анализ работ В.И. Ленина, написанных им в 1917 г. до Октябрьской социалистическая революция, и показана их актуальность в настоящее время, дано определение основных категорий современной коммунистической теории, рассмотрены предпосылки и цели Второй социалистической революции, а также Программа общественного развития России от монетаристского капитализма к социализму и коммунизму.
В книге рассмотрены также основные ошибки, допущенные руководством КПСС при строительстве социализма в СССР, приведшие к развалу страны и кризису социализма во всем мире, и даны рекомендации по выводу современной России из создавшегося кризисного положения.

Галин В. Запретная политэкономия. Революция по-русски.-М.:Алгоритм, 2006.-608 с. (полный текст)

На Западе с начала XX века, а в России с 1990-х политэкономия попала в немилость, по сути став запрещенной наукой. Автор книги возвращается к этой уже почти забытой науке, делая это в наглядной форме на примере российской истори и XX века. Своей целью В. Галин ставит изучение объективных законов развития общества, пытаясь заглянуть в будущее.

Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. Пер. с англ.— М. : Республика, 1993.— 384с. (полный текст)

Маслов С.С. Россия после четырех лет революции.— Париж: Русская печать, 1922- 310 с. (полный текст текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Book.ru)

В мемуарах бывшего премьер-министра Временного правительства А.Ф. Керенского рассказывается о событиях, происходящих в России с конца XIX века по 1919 год. Конечно, они субъективны, автор как бы стремится оправдать себя перед историей, но и его видение событий, несомненно, представит значительный интерес для читателей.

Программы политических партий в России /ред. и пред. И. В. Владислаев.- М.: Тип. О. Л. Сомовой, 1917 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Znanium.com)

В сборник включены программы трех партий: Российская социал-демократическая рабочая партия, Партия социалистов-революционеров, Трудовая (народно социалистическая партия, радикальная партия, Конституционно-демократическая партия.

Селезнев Ф.А. Революция 1917 года и борьба элит вокруг вопроса о сепаратном мире с Германией (1914-1918 гг.).-СПб.: Алетейя, 2017 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Университетская библиотека онлайн)

Вопрос о выходе России из Первой мировой войны рассматривается в монографии в контексте внутриполитической борьбы на всем протяжении военного четырехлетия, включая 1917-1918 гг. Автор доказывает, что Февральская революция стала результатом раскола правящего класса царской России, часть которого, чтобы предотвратить действительную или мнимую угрозу заключения Николаем II сепаратного мира с Германией, пошла на союз с противниками режима. Исследование опирается на методы теории элит.

Троцкий Л.Д. Проблемы международной пролетарской революции. Основные вопросы пролетарской революции.-М.: Директ-Медиа, 2015 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Университетская библиотека онлайн)

Троцкий Лев Давидович (Бронштейн Лейба Давидович) (1879 — 1940) — деятель российского и международного революционного движения, публицист.
Вниманию читателей предлагается издание, в котором публикуются книги Троцкого «Терроризм и коммунизм» и «Между империализмом и революцией». Обе работы имеют одинаковую направленность, остро встающие политические вопросы переплетены с конкретными военными, политическими и хозяйственными мероприятиями.

Методическая разработка урока по теме:

«Февральская революция 1917 года в России»

Цели:

    Подвести учащихся к пониманию причин падения монархии в России.

    Обеспечить усвоение учащимися идеи о том, что февральская революция – попытка осуществления буржуазно-революционного пути развития страны.

    Продолжить формирование умений устанавливать причинно- следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.

Тип: изучение нового материала.

Форма: урок-диалог.

Ниже даются два типа проведения уроков, один из которых проводится с использованием видеофильма.

Учебное оборудование:

Видеофильм из серии «Россия. ХХ век», производство ТПО «ПИМЕН- ТВ», дистрибьютор видеостудия «КВАРТ» г. Москва. Фильм 11,12 «Февральская революция 1917 года в России», «От февраля к Октябрю 1917 года»; карта «Россия.1917 год. Февраль-Октябрь»; рабочая тетрадь.

Оформление доски:

тема урока, план изучения новой темы, новые понятия (альтернатива, амнистия, коалиционное правительство), вопросы к видеофильму, домашнее задание.

Литература:

Волкогонов Д.А. Ленин- политический портрет. М., 1994

Герасименко Г.А. Народ и власть. М., 1995

Злоказов Г.И. «Меньшевистско- эсеровский ВЦИК советов в 1917г. М., 1997

Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995

История. Пакет – комплект документов / под редакцией Д.И.Полторак М., 1993

Латышев А. Рассекреченный Ленин. М., 1996

Меньшевики в 1917 году. М., 1994-1997

Рабинович А. Кровавые дни: Июльское восстание в 1917г. в Петрограде. М., 1992.

Старцев В.И. Внутренняя политика Временного правительства первого состава. Л., 1980

Суханов Н.Н. Заметки о революции. М., 1997

Шляпников А.Г. Канун семнадцатого года. Семнадцатый год. М., 1992.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Первая мировая война»

    1. Беседа по вопросам.

Как отразилась на внутренней обстановке в стране участие России в Первой мировой войне?

Почему в Москве и Петрограде начались перебои с продовольственными товарами?

III . Изучение новой темы.

План:

Причины Февральской революции в 1917г. в России.

Сущность двоевластия.

Деятельность новой власти.

Позиция власти большевиков. Апрельские тезисы.

Кризис Временного правительства. Выступление Корнилова.

Октябрьские события в Петрограде. Приход к власти большевиков.

Задача для учащихся на урок : Каковы причина и итоги Февральской революции 1917 года в России?

Каковы причины прихода большевиков к власти в октябре 1917 года?

    Рассказ учителя о причинах Февральской революции

(в объеме учебника).

Задание для учащихся : Выписать в тетради причины Февральской революции из рассказа учителя.

    Проверка записей в тетрадях.

Причины революции могут быть сформулированы примерно так:

    • Аграрный вопрос на был решен. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.

    Отсутствие рабочего законодательства обостряло отношения между рабочими и владельцами предприятий.

    Кризис самодержавия.

    Ожидание народом прекращения первой мировой войны.

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

    Экономическая разруха, вызванная войной, привела население к обнищанию и голоду.

    Русификаторская политика правительства порождала у национальных меньшинств стремление к ненависти.

3. Работа с текстом учебника.

Учебник 1, стр. 96-97

4. Беседа по прочитанному.

Какие события положили начало Февральской революции?

Какие лозунги выдвигали участники демонстраций?

Какие изменения произошли в Петроградском военном округе?

Какие меры принимает император?

5. Рассказ учителя о двоевластии.

(в объеме учебника с использованием схемы)

6. Работа учащихся с историческими документами и беседа по вопросам.

а) Из постановления Временного правительства о создании земельных комитетов .

Важнейший очередной вопрос страны – вопрос земельный - может решить окончательно и правильно только Учредительное собрание, избранное всеобщим, равным, прямым и тайным народным голосованием.

Но для такого решения необходимо предварительно собрать повсеместно сведению новый закон о земельном устройстве. С этой целью Временное правительство образовывает Главный земельный комитет, который исполнит эту работу при содействии местных губернских, уездных и волостных земельных комитетов…

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

(Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945:

Учебное пособие для пед. институтов по спец. «История»

Сост. С.И. Дегтев и др.; под редакцией Э.М. Щагина. М.: Просвежение,1991.С.12)

Решением Какого вопроса Временное правительство считало самым главным?

Когда Временное правительство собиралось решить аграрный вопрос?

Для чего временное правительство создает Главный земельный комитет?

б) Приказ №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского военного округа.

По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:

    Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах, и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.

    Во всех воинских частях, которые еще не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего марта.

    Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам…

6. В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты

должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину

7. …Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в

частности, обращение к ним на «ты» воспрещается…

(Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х гг.: Пособие для учителя

Сост. С.И. Мартуненков; Под ред. Ю.И. Кораблева.

М.: Просвещение, 1988 с. 128-129)

в)Из соглашения между Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков.

О введении восьмичасового рабочего дня, организации фабрично-заводских комитетов и примирительных камер.

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

Между Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков состоялось соглашение о введении на фабриках и заводах восьмичасового рабочего дня, фабрично-заводских комитетов и примирительных камер.

    8-часорвой рабочий день

    1. Впредь до издания закона о нормировке рабочего дня на всех фабриках и заводах вводится восьмичасовой рабочий день (8 часов действительного труда) во всех сменах.

      Накануне воскресных дней работа производится в течение 7 часов.

      Сокращение часов работы не должно влиять на размер заработной платы.

      Сверхурочные работы допускаются с согласия фабрично-заводских комитетов.

    Фабрично-заводские комитеты

    На всех заводах и фабриках учреждаются фабрично-заводские комитеты (советы старост), избранные из числа рабочих данного предприятия на основе всеобщего, равного и т.д. избирательного права.

    Задачей этих комитетов является:… б) формулировка мнений по вопросам общественно-экономической жизни рабочих данного предприятия; в) разрешение вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений между самими рабочими предприятия…

(Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945: учебное пособие для пединститутов по спец. «История»/ сост. С.И. Дегтев и др.; под ред. Э.М. Щагина. М.: Просвещение, 1991 г. с. 9-10).

Какое значение имел Приказ № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов?

Какие выводы можно сделать на основе этого документа?

Что общего было в первых шагах Временного правительства и Петроградского Совета?

По каким вопросам мнения Временного правительства и Петроградского Совета расходились?

Дополнительно можно проанализировать отрывки из декларации Временного правительства, опубликованное 3 марта 1917 года. См. учебник стр. 97-98.

7. Работа учащихся с историческим документом.

Из статьи В.И. Ленина

«О задачах пролетариата в данной революции».

ТЕЗИСЫ

1. … разъяснять неразрывную связь капитала с империалистической войной, доказывать, что кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала.

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

Организация самой широкой пропаганды этого взгляда в действующей армии.

Братанье.

2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, - ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства.

Этот переход характеризуется, с одной стороны, максимумом легальности (Россия сейчас самая свободная страна в мире из всех воюющих стран), с другой стороны, отсутствие насилия над массами и, наконец, доверчиво-бессознательным отношениям их к правительству капиталистов, худших врагов мира и социализма.

3. Никакой поддержки временному правительству, разъяснения полной лживости всех его обещаний, особенно относительно отказа от аннексий…

4. Признание фактор, что в большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве…

Разъяснение массам, что С.Р.Д. есть единственно возможная форма революционного правительства и что поэтому нашей задачей, пока это правительство поддается влиянию буржуазии, может явиться лишь терпеливое систематическое, настойчивое, приспособляющееся особенно к практическим потребностям масс, разъяснение ошибок их тактики.

Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в тоже время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов, чтобы массы опытом избавились от своих ошибок.

5. Не парламентарная республика, - возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад, - а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху…

6. В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов.

Конфискация всех помещичьих земель.

Национализация всех земель в стране, распоряжение землей местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения (в размере около 100 дес. до 300 по местным и прочим условиям и по определению местных учреждений) образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет.

7. Слияние немедленное всех банков в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны С.Р.Д.

8. Не «введение социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны С.Р.Д. за общественным производством и распределение продуктов…

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

(Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941 год. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993 год с. 17-18).

8. Беседа по вопросам к документу.

Каково отношение лидеров большевиков к войне?

В чем Ленин видел своеобразие «текущего момента» в России?

Какие главные задачи ставит Ленин в политической сфере?

На какие способы достижения этих задач указывает Ленин?

Что предлагает сделать Ленин для решения аграрного вопроса?

Какие шаги еще предлагает предпринять лидер большевиков для изменения ситуации в стране?

9. Рассказ учителя об Октябрьском вооруженном восстании.

(в объеме учебника)

Задание для учащихся: самостоятельно сформулировать и записать в тетрадь причины прихода к власти большевиков.

10. Проверка и корректировка записей в тетрадях учащихся.

Причины прихода к власти большевиков могут быть сформулированы так:

    Экономический, социальный, политический кризис в стране в 1917 году.

    Ошибки временно правительства (оттягивание решения аграрного вопроса, продолжение войны).

    Стремление большей части рабочих, солдат, матросов быстро разрешить главные жизненные вопросы (вопрос о мире, о земле, об изменении положения на заводах).

    Энергичность действий членов партий большевиков (большевизация Советов).

    Политическая воля и организаторский талант лидеров партии большевиков – Ленина и Троцкого (своевременное выдвижение демократических лозунгов).

IV. Закрепление изученного на уроке.

Выполнение заданий из рабочей тетради.

а) рабочий лист 2, стр. 48,

б) рабочий лист 3, стр. 49, рабочий лист 8-9, стр. 53-54.

V. Подведение итогов урока.

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

Домашнее задание:

2. Подготовить устные, развернутые ответы на вопросы:

Каковы причины и итоги Февральской 1917 года революции в России?

Каковы причины прихода партии большевиков к власти в октябре 1917 года?

3. Выполнить задание из рабочей тетради: рабочий лист 4, стр. 50; рабочий лист 6, стр. 51.

Второй вариант проведения урока с использованием видеофильма .

Видеофильм из серии «Россия. ХХ век», производство ТПО «ПИМЕН-ТВ», дистрибьютор видеостудия «КВАРТ» г. Москва. Фильм 11 «Февральская революция 1917 года».

Вопросы к видеофильму:

Какие события стали поводом к массовым беспорядкам в Петрограде в феврале 1917 года?

В чем суть двоевластия?

Кто возглавил Петроградский Совет?

Кто возглавил Временное правительство?

Кому передал власть Николай II?

Что ждали от революции рабочие, крестьяне, солдаты?

Какие мероприятия планировало провести Временное правительство?

Почему Временное правительство не утвердило положение о введении 8-часового рабочего дня?

Видеофильм из серии «Россия. ХХ век», производство ТПО «ПИМЕН-ТВ», дистрибьютор видеостудия «КВАРТ» г. Москва. Фильм 12 «От Февраля к Октябрю 1917 год».

Вопросы к видеофильму:

Что означает понятие «коалиционное правительство»? Когда появилась первое такое правительство?

Какой курс провозгласил Ленин в своих знаменитых «Апрельских тезисах»?

Сформулируйте главные причины апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства?

В чем причина популярности А. Керенского в период двоевластия в нашей стране?

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

Вариант игрового урока.

Для проведения игрового урока Вам следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «представители Временного правительства» и « представители Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов».

Игра.

Урок должен представлял собой диспут двух противоборствующих сторон о том, кто приносит больше пользы делу революции. Выступления должны быть аргументированы, с ссылками на исторические факты. Причем, выступающие должны стараться говорить с позиции своих героев, а не сегодняшнего дня. Ученики должны задавать вопросы выступающим. Выступающие могут задавать вопросы друг другу. Также и учитель может вмешиваться в дискуссию. Наиболее активные и подготовленные ученики получают оценку «пять».


Top