Технические характеристики ракеты «Циркон. Не верьте шумихе по поводу российской гиперзвуковой ракеты Российские сверхзвуковые ракеты

В последние годы Соединенные Штаты интенсивно развивают свою национальную систему противоракетной обороны. Стремление правительства США расположить некоторые элементы своей ПРО в Восточной Европе стало причиной начала гонки ракетно-ядерного вооружения между Америкой и Россией.

Актуальность создания нового сверхзвукового вооружения

Ввиду интенсивного усиления американских систем ПРО возле границ России, Министерством обороны страны было принято стратегическое решение активно противостоять этому при помощи создания новых гиперзвуковых ракет. Одной из них является ЗК-22 - гиперзвуковая ракета “Циркон”. Россия, по мнению ее военных специалистов, сможет эффективно противостоять любому потенциальному агрессору только в том случае, если срочно модернизирует свою армию и флот.

Сущность модернизации ВМФ России

С 2011 года, согласно плану Министерства обороны России, проводятся работы по созданию такого уникального оружия, как ракета “Циркон”. Характеристики сверхзвуковых ракет отличает одно общее качество - высочайшая скорость. Они обладают такой скоростью, что у противника могут возникнуть трудности не только в плане их перехвата, но при попытке обнаружения. По мнению военных экспертов, очень эффективным и сдерживающим любую агрессию средством сегодня является крылатая ракета “Циркон”. Характеристики изделия позволяют считать данное оружие современным гиперзвуковым мечом воздушно-морского флота России.

Заявления в СМИ

Впервые заявления о начале разработок комплекса с гиперзвуковой крылатой ракетой "Циркон" морского базирования появились в СМИ в феврале 2011 года. Оружие стало новейшей комплексной разработкой российских конструкторов.

Предположительным обозначением стала аббревиатура 3К-22.

В августе 2011-го гендиректором концерна "Тактическое ракетное вооружение" Борисом Обносовым было заявлено, что корпорация начала разработку ракеты, которая будет развивать скорость до 13 Махов, превышая скорость звука в 12-13 раз. (Для сравнения: сегодня скорость ударных ракет ВМФ России - до 2,5 Маха).

В 2012-м замминистра обороны РФ было заявлено, что в ближайшей перспективе ожидается первое испытание созданной гиперзвуковой ракеты.

Открытые источники сообщили, что разработка корабельного комплекса с гиперзвуковой ракетой "Циркон" была поручена "НПО Машиностроения". Известно, что информация о технических характеристиках установки засекречена, сообщались предположительные данные: дальность - 300-400 км, скорость - 5-6 Мах.

Имеются неподтвержденные сведения, согласно которым ракета представляет собой гиперзвуковой вариант "БраМоса", сверхзвуковой крылатой ракеты, которая была разработана российскими конструкторами совместно с индийскими специалистами на базе ракеты "Оникс" П-800. В 2016-м (февраль) компанией BrahMos Aerospace было заявлено, что гиперзвуковой двигатель для ее детища может быть разработан в течение 3-4 лет.

В марте 2016-го СМИ известили о начале испытаний гиперзвуковой ракеты "Циркон", которые осуществлялись с наземного комплекса старта.

В перспективе планировалось установить "Циркон" на новейших российских подлодках "Хаски". В данное время указанные многоцелевые атомные подлодки 5 поколения разрабатываются конструкторским бюро "Малахит".

Тогда же в СМИ была обнародована информация, что государственные летно-конструкторские испытания ракеты идут полным ходом. По их завершении ожидается вынесение решения о принятии "Циркона" на вооружение ВМФ России. В апреле 2016 г. Была публикована информация, что испытания ракеты "Циркон" будут завершены к 2017 году, а в 2018-м предполагается запуск установки в серийное производство.

Разработки и испытания

В 2011 году концерн “Тактическое ракетное вооружение” начал проектировать гиперзвуковые противокорабельные ракеты “Циркон”. Характеристики нового вооружения, по мнению экспертов, имеют много общего с уже имеющимся комплексом “Болид”.

В 2012 и в 2013 годах на полигоне в Ахтубинске было проведено тестирование новой ракеты. В качестве носителя использовался Результатом проведенных испытаний стали выводы о причине неудачного пуска и кратковременного полета боеголовки. Последующее тестирование проводилось в 2015 году с использованием в роли носителя наземного комплекса старта. Теперь с аварийного пуска была запущена ракета "Циркон". Характеристики 2016 года при тестировании дали положительный результат, что подтолкнуло разработчиков объявить в СМИ о создании нового гиперзвукового ракетного оружия.

Где планируется применять новые ракеты?

После окончания дальнейших запланированных государственных испытаний гиперзвуковыми ракетами будут оснащаться “Хаски” (многоцелевые атомные подлодки), крейсеры “Лидер” и модернизированные атомные крейсеры “Орлан” и “Петр Великий”. На тяжелом атомном крейсере “Адмирал Нахимов” также будет установлена противокорабельная ракета “Циркон”. Характеристики нового сверхскоростного оружия намного превосходят аналогичные ему модели - например, такие, как комплекс “Гранит”. Со временем он будет заменен на ЗК-22. Исключительно перспективными и модернизированными подводными лодками и надводными суднами будет использоваться ракета “Циркон”.

Технические характеристики

  • Дальность полета ракеты составляет 1500 км.
  • Установка обладает скоростью около 6 Мах. (1 Мах равняется 331 метру в секунду).
  • Боевая часть ЗК-22 весит не менее 200 кг.
  • 500 км - радиус поражения, который имеет гиперзвуковая ракета “Циркон”.

Характеристики орудия дают основания судить о превосходстве владеющей им армии над противником, не обладающим подобным вооружением.

Двигатель и топливо

Гиперзвуковым или сверхскоростным считается тот объект, скорость которого составляет не менее 4500 км/час. При создании такого оружия разработчики сталкиваются со многими научно-техническими проблемами. Среди них очень актуальными является вопросы о том, как осуществить разгон ракеты, используя традиционный реактивный двигатель и какое топливо использовать? Российскими учеными-разработчиками было принято решение: для разгона ЗК-22 использовать специальный ракетно-прямоточный двигатель, для которого характерно сверхзвуковое горение. Работают данные двигатели на новом топливе “Децилин - М”, для которого присуща увеличенная энергоемкость (20%).

Области науки, задействованные в разработке

Высокая температура является обычной средой, в которой осуществляет после разгона свой маневренный полет ракета “Циркон”. Характеристики системы самонаведения на сверхзвуковой скорости в процессе полета могут существенно искажаться. Причиной этого является возникновение облака плазмы, которое может закрыть от системы цель и повредить датчик, антенну и средства контроля. Для полета на гиперзвуковых скоростях ракеты должны быть оснащены более совершенным бортовым радиоэлектронным оборудованием. В серийное производство ЗК-22 вовлечены такие науки, как материаловедение, двигателестроение, электроника, аэродинамика и другие.

С какой целью была создана ракета “Циркон” (Россия)?

Характеристики, полученные после государственных испытаний, дают основания полагать, что данные сверхзвуковые объекты легко могут преодолеть противотанковую оборону противника. Это стало возможным за счет двух особенностей, присущих ЗК-22:

  • Скорость боеголовки на высоте 100 км составляет 15 Мах, т. е. 7 км/сек.
  • Находясь в плотном атмосферном слое, уже перед приближением к своей цели боеголовка выполняет сложные маневры, чем затрудняет работу ПРО врага.

Многие военные специалисты, как российские, так и зарубежные, считают, что достижение военно-стратегического паритета напрямую зависит от наличия гиперзвуковых ракет.

О перспективах

В СМИ активно муссируется информация об отставании США от России в плане разработки гиперзвуковых ракет. В своих утверждениях журналисты ссылаются на данные американских военных исследований. Появление на вооружении армии РФ еще более современного, нежели ракета "Циркон", гиперзвукового оружия ожидается к 2020 году. Для ПРО США, считающейся одной из наиболее развитых систем в мире, появление экстремального скоростного ядерного вооружения в российских ВВС станет, по мнению журналистов, настоящим вызовом.

В мире продолжается необъявленная гонка высокотехнологичных вооружений. относят к новейшим технологиям, которые в 21 веке будут играть решающую роль в исходе войны. Не случайно в 2000 годах президентом США Дж. Бушем-младшим была подписана директива, превращающая в реальность возможность нанесения быстрого глобального удара при помощи гиперзвуковых высокоточных крылатых ракет.

Несложно догадаться, для кого это было предназначено. Вероятно, именно поэтому в октябре 2016-го министром обороны РФ Сергеем Шойгу было заявлено о применении в X-101 - новейших крылатых ракет, дальность действия которых - около 4500 км.

Гиперзвуковая ракета «Циркон», характеристики которой гарантируют колоссальное преимущество в вооружении обладающей ею армии, является «золотой мечтой» любого генерала, министра и президента. Наличие подобного оружия может стать существенным сдерживающим фактором в любом военном конфликте.

В Пентагоне - легкая паника. Российские военные и инженеры провели успешное испытание новой противокорабельной гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон». Что такое гиперзвуковая ракета? Мы все знаем, что такое сверхзвуковой самолет. Такой самолет летит быстрее скорости звука. Быстрее примерно 1200 километров в час. Гиперзвуковая ракета летит быстрее скорости звука в пять, восемь, пятнадцать раз. Представим, что надо поразить корабль противника в сотнях километров. Расстояние от старта до цели такая ракета преодолеет за несколько минут. И никакие средства обороны просто ничего не успеют сделать.

Движение на таких скоростях принципиально отличается от движения на дозвуковых скоростях - это обычные самолеты, на которых мы летаем, и даже сверхзвуковые. Надо решить очень много сложнейших научных задач. И наши ученые их решают. Мы принципиально обогнали американцев в этой гонке. А гиперзвуковая гонка - это самый передовой край разработки новых вооружений. Кстати, третий участник - это Китай. И у него тоже есть успехи. Китай уже давно - не производитель дешевых подделок.

В перспективе - разработка орбитальных гиперзвуковых самолетов и орбитальных платформ. Американская система противоракетной обороны, которую они разрабатывают уже не одно десятилетие, противостоять этому оружию не сможет. Задачи, стоящие перед российским оборонно-промышленным комплексом, обсуждались на этой неделе на совещаниях у президента Путина.

В последние годы российская армия все чаще расстраивает своего, как принято говорить, вероятного противника. То вдруг у России появятся на вооружении крылатые ракеты «Калибр», способные поражать цели на Ближнем Востоке даже из Каспийского моря, то окажется, что натовские танки вмиг и надолго устарели, едва стали известны технические характеристики нашего нового танка «Армата». Или в Арктике появится наша мощная военная группировка с новейшим вооружением. И так далее. Словом, у западных военных атташе на недавнем параде в Москве поводов для раздумий было в достатке. Программа перевооружения нашей армии и флота, рассчитанная до 2020 года, приносит свои плоды.

«Планируемые мероприятия позволят не только оснастить армию и флот современными образцами вооружения и техники, они дадут возможность сформировать научно-технический задел для разработки принципиально новых видов оружия», - отметил российский президент.

Об этом Владимир Путин говорил в Сочи на совещании по обороне. Между тем, в войска продолжала поступать новая техника. Взять хотя бы авиацию. Российские ВКС и флот только в этом году получат около 160 новых вертолетов и самолетов, в том числе, модернизированный истребитель КБ Сухого - Су-30СМ. Он с успехом совмещает в себе возможности истребителя, штурмовика и бомбардировщика, может управлять действиями авиации и работать над морем, вести 16 целей и четыре из них одновременно атаковать. О его маневренности ходят легенды. Вот что говорят о машине те, кто по профессии должен выжать из этого самолета все, на что он способен.

«В первый раз, когда я увидел, как маневрирует Су-30СМ в воздухе, первая мысль сразу: так самолет летать не может в принципе. Но опыт опять-таки эксплуатации машины показывает, что может. Несмотря на то, что он тяжелее, чем Су-27, управляется он намного легче», - говорит командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» Владимир Кочетов.

Между тем, на подходе уже совершенно новые воздушные машины Су-35 и принципиально новый многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50. За девять лет с начала программы перевооружения армии и флота Россия уже обрела принципиально новые Вооруженные силы. Для сравнения, данные лишь за два года, с 2015 по 2017 год. За это время доля новой техники в Сухопутных войсках выросла с 32% до 42%, ВДВ - с 40% до 58%. В ВКС – с 33% до 68%. На военном флоте с 50% до 55% новой техники. В Стратегических ракетных войсках – с 50% до 72%.

«Следует иметь в виду, что предстоит сделать гораздо больше. Имею в виду развитие отечественной электронной компонентной базы, прежде всего, реализацию контрактов полного жизненного цикла военной продукции, а также синхронизацию сроков подготовки необходимой инфраструктуры с поставками нового вооружения», - отметил Владимир Путин.

Российские военные конструкторы недавно привели в шок западных военных, объявив об успешном испытании противокорабельной крылатой ракеты «Циркон». Это секретный проект, поэтому ее изображение и технические данные основаны лишь на предположениях экспертов.

Во время тестирования эта гиперзвуковая ракета побила все рекорды скорости в своем роде – достигла восьми скоростей звука, или если проще, летела быстрее 2,5 километров в секунду. Это быстрее пули. Если она достигнет предполагаемой дальности в 1000 километров, то она поставит под вопрос всю американскую доктрину глобальной трансляции силы посредством ударных авианосных групп. Дальность действия палубной авиации США - около 800 километров.

«Попросту говоря, с появлением гиперзвуковых ракет «Циркон» на наших крейсерах, фрегатах и даже корветах получается, что даже корвет с восьмиракетным залпом способен нанести серьезный урон американскому авианосному соединению. А уж фрегат даже в единичном виде, если он подошел, в единичном количестве. Если он подошел на дистанцию залпа «Циркона», то он способен уничтожить авианосную многоцелевую группу Соединенных Штатов Америки», - поясняет член-корреспондент Российской Академии ракетных и артиллерийских наук, доктор военных наук Константин Сивков.

Американское издание National Interest признало, что ни у одного флота средств защиты от «Циркона» на сегодня не существует.

«Подобное оружие в сочетании со средствами обнаружения целей в открытом океане может превратить авианосцы в могилы стоимостью миллиарды долларов для тысяч американских моряков», - пишет издание.

Разгонный блок выводит «Циркон» на нужную орбиту, после чего он разгоняется до своей максимальной скорости и движется к цели на высоте в 30-40 километров, где плотность воздуха минимальна. Радары на такой скорости его просто не видят, зенитно-ракетные комплексы бесполезны. Но, по словам экспертов, перегрузки гигантские, ракета движется в облаке плазмы. Нужны суперпрочные материалы, стойкая к перегрузкам электроника.

«Россия, в том числе, опираясь на научно-технический задел, который был создан в советское время, эти проблемы в принципе уже решила принципиально. Это тот уровень и науки, и технологии, и материаловедения, и систем управления, на который еще никто не выходил в мире, понимаете?» - говорит главный редактор журнала «Арсенал отечества», военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский.

Несколько стран занимаются подобными разработками, но, по мнению экспертов, даже американским конструкторам понадобится с десяток лет, чтобы хотя бы приблизиться к характеристикам «Циркона». От него нет защиты не только из-за огромной скорости, но еще и потому, что в полете он маневрирует по произвольной траектории, а при попадании уничтожает цель почти гарантированно. Вот что говорят об этом эксперты в британской Daily Mail: «Времени, чтобы реагировать, так мало, что даже в случае обнаружения существующие защитные меры могут быть совершенно бесполезными. Даже если ракета будет разбита или взорвана ближним оружием, осколки будут иметь столько кинетической энергии, что корабль все равно будет сильно поврежден».

Прорывным технологиям и перспективным разработкам в области обороны было посвящено целое совещание, которое прошло в Сочи в пятницу, 19 мая.

«Подчеркну, в обеспечении обороноспособности государства должен быть в полной мере задействован интеллектуальный потенциал всего научного сообщества. Имею в виду, прежде всего, ученых, конструкторов, инженеров, работающих над созданием новейших комплексов и систем. Тех, кто обеспечит Вооруженным силам возможность адекватного реагирования на существующие и возможные перспективные вызовы и риски военной безопасности России», - сказал в своем выступлении президент.

Естественно, прорыв в области гиперзвуковых вооружений отразился и на перспективах наших ракетно-ядерных сил. Несколько месяцев назад Россия провела успешные испытания стратегической ракеты под кодовым названием Ю-71. По мнению экспертов, это секретное оружие основано на тех же принципах, что и ракета «Циркон» - движется на гиперзвуковой скорости, а отделившаяся боевая часть непрерывно маневрирует. С одной лишь разницей – изделие Ю-71 стартовало с полигона Домбровский под Оренбургом и поразило цель на полигоне Кура за шесть тысяч километров. Эксперты считают, что это расстояние ракета преодолела всего за 20 минут. Предполагается, что в будущем подобные разработки придут на смену нынешним российским стратегическим ядерным ракетам. Словом, давняя мечта Запада говорить с Россией «с позиции силы» все никак не сбывается и не сбывается. И хотя от подобных фантазий никто не отказался, сегодня Россия четко демонстрирует – даже пытаться не стоит.

В Минобороны РФ косвенно подтвердили наличие работ по созданию гиперзвуковых ударных средств: на сайте военного ведомства появилось сообщение, что в рамках программы вооружения на 2018– 2025 годы предусматривается «завершение разработки и поставка в войска принципиально новых образцов гиперзвукового оружия, интеллектуальных робототехнических комплексов, оружия на новых физических принципах, а также целого ряда традиционных образцов ВВСТ следующего поколения».Это стало своеобразным комментарием к субботнему сообщению агентства ТАСС о том, что в ходе испытаний новейшей российской ракеты «Циркон» достигнута скорость в восемь Махов – девять тысяч километров в час. Ни ТАСС, ни тем более Минобороны уточнять детали испытаний не стали.Объяснений закрытости программы «Циркон» более чем достаточно. Гиперзвук – один из главных фетишей идущего сейчас соревнования России и США в области создания передовых военных технологий. Число Маха, или М, определяет отношение локальной скорости потока к скорости звука – 331 м/сек. Превысить скорость звука в шесть, восемь, десять раз – одна из глобальных задач развития современного авиа- и ракетостроения.С военной точки зрения гиперзвуковые летательные аппараты – крайне эффективное ударное средство. Гиперзвуковой полет неразличим для современных средств радиолокации. Не существует и даже не предвидится создания средств перехвата подобных ракет.В США с этим связывают реализацию программы «Быстрый глобальный удар» (Prompt Global Strike (PGS)), которая позволит американским военным наносить точечные удары по любому региону мира в течение 60 мин от момента принятия решения. Для нас это возможность парировать данную угрозу оружием, которое с такой же скоростью сможет достичь любой цели в Мировом океане или на территории Америки.В августе 2014 года американцы провели пуск гиперзвуковой ракеты Х-43А с полигона Кодьяк на Аляске. Набрав скорость около 6,5 тыс. км/час, через семь секунд работы аппарат сгорел в атмосфере. Тем не менее в Вашингтоне назвали этот полет успешным: машина продемонстрировала способность набрать требуемое ускорение. В декабре 2015 года НПО машиностроения, а вслед за ним Минобороны также сообщили «об испытании некоей ракеты» на полигоне под Архангельском.
Какой именно, сообщили уже менеджеры совместного российско-индийского предприятия BrahMos Aerospace Limited. Взяв за основу российскую сверхзвуковую ракету П-800 «Оникс»/«Яхонт», на предприятии создали ее индийский аналог «БраМос». Представитель компании Правин Патак сообщил, что в Индии создан и проходит испытания гиперзвуковой «БраМос-2».Нетрудно предположить, что если существует индийский, то есть и российский вариант такой ракеты. Судить об этом можно по еще более ранней информации в корпоративной газете НПО машиностроения «Трибуна ВПК», сообщившей, что еще в 2011 году в одной из дирекций была создана группа главных конструкторов по теме 3М22 – межвидового ракетного комплекса с гиперзвуковой противокорабельной ракетой оперативного назначения «Циркон».
Так что же такое «Циркон»? Судить об этом можно по информации все тех же BrahMos Aerospace Limited. На одной из международных выставок они показали макет «БраМос-2»: расплющенный лопатовидный нос, рубленые формы самого корпуса. Ракета двух ступенчатая: первая – пороховой ускоритель, вторая – жидкостной реактивный двигатель.Почетный генеральный директор и почетный генеральный конструктор ОАО «ВПК НПО машиностроения» профессор МГТУ имени Баумана Герберт Ефремов в своем интервью «Известиям» объяснил, что «рубленые формы» и «лопатовидный нос» изделия необходимы для обеспечения нормальной скорости горения топлива в двигателе. При гиперзвуковом полете невозможно обеспечить этот процесс, не снизив скорость поступающего в камеру сгорания воздуха до сверхзвукового порога. Поэтому, как отметил конструктор, длительный гиперзвуковой полет могут обеспечить исключительно жидкостные реактивные двигатели.В сообщении ТАСС и комментарии Минобороны ничего не говорится о параметрах испытаний, в ходе которых были достигнуты восемь Махов. Проходил этот полет секунды или минуты, какое расстояние пролетела машина, был ли этот полет управляемым, или нет? Покров тайны так и остается над «Цирконом». Хотя уже известно, что ряд российских кораблей получил универсальные пусковые установки «револьверного типа» 3С-14. Предназначены они для размещения и запуска противокорабельных крылатых ракет 3М-55 «Оникс» и дальнобойных 3М-54 «Калибр». «Циркон» идет им на смену, из чего можно сдать вывод, что в 2018 году новую ракету получат сразу несколько типов российских надводных, подводных кораблей и береговых ракетных комплексов.
Это могут быть тяжелые атомные крейсеры 1144-го проекта типа «Орлан». Головной крейсер этого проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит на модернизации на Северодвинском предприятии «Звездочка». По словам замминистра обороны Юрия Борисова, принято решение модернизировать под размещение «Ониксов» и «Калибров» четыре из восьми находящихся в составе Военно-морского флота АПЛ проекта 949.
Работы будут проходить на дальневосточном заводе «Звезда», находящемся в бухте Большой Камень. Расположенные по бортам субмарин пусковые установки сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Гранит» (по классификации NATO SS-N-19 Shipwreck – «Кораблекрушение») будут заменены на новые ПУ. Это позволит не только увеличить боезапас корабля с 24 до 72 ракет, но и разместить на нем новое оружие.По аналогии с надводными и подводными крейсерами «Циркон» встанет на вооружение и береговых ракетных комплексов «Бастион» с ракетами «Оникс». Нет сомнения, что российско-индийская BrahMos Aerospace Limited интегрирует новую ракету в состав вооружения истребителя Су-30МКИ. Испытания машины с ракетой «БраМос» начались в прошлом году.

Полеты «трёхмаховых» летательных аппаратов сопровождались бешенным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо.

При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.

Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разряженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным — температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.

За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий…

Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.

На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.

Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!

Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять «планку» в 3 Маха. Среди всего многоообразия противокорабельного ракетного оружия, во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:

ЗМ80 «Москит» (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 км — 2,8М, на уровне моря — 2М)

ЗМ55 «Оникс» (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км — 2,6М)

ЗМ54 «Калибр»

— а, также, российско-индийский «БраМос» (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).

Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный «Калибр». Благодаря многоступенчатой компоновке, его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго — отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.

Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми «Калибрами», устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).

Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле, еще только завтрашний день.

Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета («Москит», «Оникс», «Брамос») отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.

Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат — число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.

На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.

ЗМ22 «Циркон» — гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?

Ракета, о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос — насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?

Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.

Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 — 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства «Калибр». Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой — 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе — до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных «Орланах».

Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.

Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М — следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одного индекса, чтобы понять о чем идет речь.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ «Форт»:
Длина и диаметр корпуса — стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м.
Стартовая масса 1,9 тонны.
Боевая часть — осколочно-фугасная весом 180 кг.
Расчетная дальность поражения ВЦ — до 200 км.
Скорость — до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).

ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 «Фаворит»

Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?

Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.

Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей? Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука.

Основным недостатком — высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.

Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?

Система наведения.

Для обнаружения целей за горизонтом, противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.

Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 — зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.

В то же время, обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).

Двигатель.

Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 км (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.

Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями — для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы. С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.

Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.

Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера — американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.

Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!

Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.

Противоракета не имеет боевой части. Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.

Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем Стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего, обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.

Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет — наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.

А) стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.

Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.

Б) из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы — в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.

В) выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)

В тоже время, негативными моментами станут:

1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.

Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.

Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской истории (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.

2. Вторая проблема — слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.

Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).

Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.

Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000 — 10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочиcленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.

Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана, исходя из примеров существующих ракет).

Почти незамеченным прошло сообщение СМИ от 17 марта о начале испытаний российской гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон». Однако военно-экспертное сообщество успело его оценить. По сути это означает, что российский ВПК вышел на финишную прямую в деле создания супероружия, которому потенциальным врагам в ближайшее время нечего будет противопоставить.

Гиперзвуковая ракета «Циркон». Характеристики

Разработкой крылатой ракеты «Циркон» с 2011 года занимается «НПО Машиностроения». Ее внешний вид и характеристики строго засекречены, что вполне объяснимо. Известно лишь, что это ракета морского базирования с предполагаемой скоростью 5-6 Мах и дальностью полета 300-400 км. В перспективе скорость может быть увеличена до 8 Мах.

По мнению некоторых экспертов, «Циркон» — это по сути та же российско-индийская сверхзвуковая ракета «БраМос» только в гиперзвуковом исполнении. Если и дальше продолжить ее «родословную», то новая ракета «Циркон» окажется «внучкой» П-800 «Оникс», на базе которой создавалась «БраМос».

Кстати, в феврале прошлого года представители компании Brahmos Aerospace сообщили о готовности создания гиперзвукового двигателя для совместного детища в ближайшие 3-4 года.

Первые результаты испытаний

Первые испытания ракеты «Циркон» были проведены в Государственном летно-испытательном центре (г. Ахтубинск) в 2012-2013 годах. На «роль» носителя был выбран дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3. Тестирование было продолжено, спустя 2 года, но уже с наземной пусковой установки.

О том, что у России в ближайшее время появится новое грозное оружие стало понятно после успешных испытаний в прошлом году. В текущем году испытания должны завершиться, а через год «Циркон» предполагается запустить в серийное производство.

Проблемы, возникшие в процессе разработки

Чтобы ПКР «Циркон» стала гиперзвуковой ее создателям пришлось изрядно потрудиться. Одна из основных проблем – чудовищный перегрев корпуса во время полета на гиперзвуковой скорости с последующим образованием облака плазмы. Как оказалось, в нем практически «слепнет» одна из основных систем ракеты, отвечающая за самонаведение. Стало очевидным, что для «Циркона» потребуется электронная начинка нового поколения.

Для разгона ракеты было решено использовать прямоточный ракетный двигатель со сверхзвуковым горением на топливе с увеличенной энергетической энергоемкостью – «Децилин-М». Чтобы решить весь комплекс проблем, к разработке изделия были привлечены лучшие российские специалисты в области аэродинамики, двигателестроения, материаловедения и электроники.

Перспективы

Изначально «Цирконы» проектировались, как «убийцы авианосцев» — ракеты морского базирования, которыми оснастят АПЛ 5-го поколения «Хаски». Однако нетрудно предположить, что со временем они смогут стартовать с надводных кораблей, наземных пусковых установок и с борта ударных самолетов.

Оснащение Российской Армии ракетами «Циркон» может серьезно повлиять на соотношение сил. Во-первых, станут еще более уязвимы ударные США. Во-вторых, уникальные скоростные и маневренные характеристики отечественной гиперзвуковой ракеты сведут практически до нуля эффективность американской ПРО.

Гиперзвуковые проекты США и других стран

Однако не стоит списывать со счетов основных российских конкурентов. Еще в начале 2000-х в период президентства Джорджа Буша младшего началась разработка доктрины быстрого глобального удара, где основная ставка делалась на гиперзвуковые крылатые ракеты с дальностью действия 6000 км.

В рамках доктрины уже идут испытания ракеты AHW, а на очереди – проект HTV-2 по созданию ракеты, способной достичь скорости 20 Мах с дальностью поражения 7700 км. В марте прошлого года компания Lockheed Martin начала разработку гиперзвукового беспилотника SR-72.

Гиперзвуковой тренд в центре внимания ВПК Китая. Так год назад были протестированы гиперзвуковые летательные аппараты DF-ZF и Yu-71. В Индии ведутся разработки тактической ракеты класса «земля-земля» Shaurya, достигающей скорости 7 Мах. Не отстает и Франция со своим гиперзвуковым проектом крылатой ракеты «воздух-земля» ASN4G с ядерной боеголовкой и скоростью 8 Мах.


Top